По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658. 562 (075.8) DOI:10.33920/igt-01-2108-03

Ассортиментная политика предприятий розничной торговли по товарной субкатегории «Сахар»

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
А.О. Холькина студентка бакалавриата, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье рассмотрены результаты обследования торгового ассортимента субкатегории «Сахар», входящей в категорию «Бакалейные товары», в магазинах трех торговых сетей Москвы. Установлено, что во всех магазинах имеет место развернутый ассортимент, представленный 6–10 видами, 25 торговыми марками и 70 их модификациями. Исследуемый ассортимент сахара характеризуется высокими коэффициентами полноты, глубины и устойчивости, а также средней степенью новизны и умеренной рациональностью. Анализом показателей ассортимента выявлено, что в ассортиментной политике всех обследованных магазинов основными направлениями являются стабилизация ассортимента и в качестве дополнительного направления — обновление. Рекомендуется наряду с этим при формировании ассортимента сахара применять направления совершенствования ассортимента.

Литература:

1. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года / Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20.

3. Николаева М.А. Организация и проведение экспертизы и оценки качества продовольственных товаров: учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. — М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. — 320 с. — 20 п. л. — Доля автора — 16 п. л.

4. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник. — М.: Дели принт, 2008. — 276 с.

5. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями на 13.07.2020).

6. Дуканич Л.В., Николаева М.А. Экспортоориентированность и импортозамещение как стратегические направления развития агропромышленного комплекса России // Внешнеэкономический вестник. — 2020. — № 11. — С. 106–117.

7. Николаева М.А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 12 (197). — С. 15–20.

1. Strategii povysheniya kachestva pishchevoy produktsii v Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda. / Utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 iyunya 2016 g. № 1364-r.

2. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii / utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21.01.2020 g. № 20.

3. Nikolayeva M.A. Organizatsiya i provedeniye ekspertizy i otsenki kachestva prodovol'stvennykh tovarov: uchebnik / Nikolayeva M.A., Kartashova L.V. — M.: Norma: INFRA-M, 2018. — 320 s. — 20 p. l. — dolya avtora — 16 p. l.

4. Skurikhin I.M., Tutel'yan V.A. Tablitsy khimicheskogo sostava i kaloriynosti rossiyskikh produktov pitaniya: Spravochnik. — M.: Deli print, 2008. — 276 s.

5. FZ ot 2 yanvarya 2000g. № 29 FZ «O kachestve i bezopasnosti pishchevykh produktov» (s izmeneniyami na 13 iyulya 2020 goda).

6. Dukanich L.V., Nikolayeva M.A. Eksportooriyentirovannost' i importozameshcheniye kak strategicheskiye napravleniya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii / Vneshneekonomichesiy vestnik, 2020, № 11. — S. 106–117.

7. Nikolayeva M.A. Metodika obsledovaniya torgovogo assortimenta tovarov opredelennoy kategorii v predpriyatiyakh roznichnoy torgovli i analiz ikh assortimentnoy politiki // Tovaroved prodovol'stvennykh tovarov № 12 (197) / 2020. — S. 15–20.

Актуальной проблемой государственной политики в области здорового питания является обеспечение населения разнообразными продуктами питания [1]. В Доктрине обеспечения продовольственной безопасности [2] указывается на необходимость физической и экономической доступности разнообразных пищевых продуктов и продовольственного сырья отечественного производства.

В России благодаря мерам государственной поддержки эта проблема решена уже по многим видам продовольствия. К их числу относится и сахар разных видов.

Одной из тенденций российского продовольственного рынка является расширение и углубление ассортимента пищевых продуктов за счет увеличения их видового и марочного разнообразия. Даже такие простые продукты питания, как сахар и пищевая соль, имеют очень разветвленный ассортимент, о чем свидетельствуют и результаты проведенных нами обследований трех магазинов товарных сетей Москвы.

Субкатегория «Сахар» относится к категории «Бакалейные товары». В некоторых торговых сетях из этой категории выделяют субкатегорию «Сладкая бакалея», однако в обследованных нами магазинах такая субкатегория отсутствует.

По товароведной классификации сахар является подгруппой кондитерских товаров, среди которых сахаристые изделия, в том числе леденцовая карамель и сахарное драже, по пищевой ценности приближаются к сахару, который и служит основным сырьем для их производства.

Вместе с тем сахар имеет ряд особенностей. К их числу относятся пищевая ценность, органолептические свойства, функциональное назначение и современные тенденции использования сахара с учетом принципов здорового питания.

Сахар является монокомпонентным пищевым продуктом, основным веществом которого является сахароза (99,3–99,5%) [3]. В небольшом количестве в нем содержатся редуцирующие сахара (глюкоза и фруктоза), обусловливающие гигроскопичность этого продукта, а также минеральные вещества. Однако эти вещества не оказывают существенного влияния на пищевую ценность.

Энергетическая ценность сахара составляет примерно 400 ккал на 100 г, поэтому он относится к среднекалорийным продуктам питания. Одноразовая порция (15 г) сахара, рекомендуемая НИИ питания, удовлетворяет 2% от суточной потребности организма человека в энергии [4].

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.О. Холькина, Ассортиментная политика предприятий розничной торговли по товарной субкатегории «Сахар». Товаровед продовольственных товаров. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: