По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658. 628. 011. 1 DOI:10.33920/igt-01-2404-03

Ассортиментная политика магазинов трех торговых сетей по товарной субкатегории «Российские вина»

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики ВШКУ
А.А. Кульшина студентка бакалавриата, Президентская академия

Целью данной статьи явились анализ показателей торгового ассортимента по субкатегории «Российские вина», выявление основных направлений ассортиментной политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В статье приведены результаты обследования ассортимента российских вин в магазинах трех торговых сетей, расчета и анализа показателей ассортимента: действительной, базовой полноты, глубины и их коэффициентов, а также действительной устойчивости и новизны, их коэффициентов. Кроме того, рассчитаны коэффициенты рациональности ассортимента российских вини структура видового ассортимента. Установлены различия этих показателей в разных магазинах. Выявлено, что в структуре видового ассортимента по количеству наименований преобладают красные и белые сухие вина. Определены основные направления ассортиментной политики каждого обследованного магазина. Установлена целесообразность проведения коррекции направлений ассортиментной политики этих магазинов и включение в нее направления совершенствования за счет стабилизации и обновления, в том числе путем расширения ассортимента крепленых вин.

Литература:

1. ФЗ от 27.12.2019 номер 468–ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (в ред. от 19.10.2023 г.)

2. Николаева М.А. Состояние рынка вин: отечественное производство и импорт, перспектив развития. // Российский внешнеэкономический вестник, — № 11 — 2023. — С. 64–72.

3. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А. В. Рыжакова и др./ под ред. д. т. н., проф. Л.Г. Елисеевой. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018. — С. 949.

4. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — Москва: Норма: ИНФРА — М., 2022. — 424 с.

5. М.А. Николаева. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров — № 12 (197). — 2020. — С. 15–20.

1. FZ ot 27.12.2019 nomer 468 — FZ «O vinogradarstve i vinodelii v Rossijskoj Federacii» (v red. ot 19.10.2023g.)

2. Nikolaeva M.A. Sostojanie rynka vin: otechestvennoe proizvodstvo i import, perspektiv razvitija. // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, — № 11, — 2023. — S. 64–72.

3. Tovarovedenie odnorodnyh grupp prodovol'stvennyh tovarov: uchebnik / L.G. Eliseeva, T.G. Rodina, A. V. Ryzhakova i dr.; pod red. D.t.n., prof. L.G. Eliseevoj. — M.: ITK «Dashkov i Ko», 2018. — S. 949.

4. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA — M., 2022. — 424 s.

5. M.A. Nikolaeva. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // «Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov» — № 12 (197). — 2020. — S. 15–20.

Вина входят в однородную укрупненную группу «Алкогольные напитки». В торговой практике вина относятся к самостоятельной товарной категории, которые подразделяется на две субкатегории: «Российские вина» и «Импортные вина». Такое подразделение было принято после принятия и введения в действие в июне 2020 г. ФЗ от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» [1].

Согласно этому ФЗ (ст. 32), российские вина, произведенные из винограда, выращенного в России, должны иметь указание в маркировке на страну происхождения (Вино России) и располагаться в торговом зале или ином месте продажи с надписью «ВИНО РОССИИ».

После принятия ФЗ изменилась и классификация вин, из которых были исключены ароматизированные вина (старые названия), приобретшие наименование «винодельческая продукция». Согласно ст. 3 указанного в ФЗ, обобщенный термин «винодельческая продукция» включает вино, крепленое вино, игристое вино, виноградное сусло, виноградосодержащие напитки и др. [1].

Вино — пищевая алкогольная сельскохозяйственная винодельческая продукция, произведенная исключительно в результате полного или неполного брожения целого или дробленого свежего винограда или свежего виноградного сусла и разрешенная к розничной продаже на территории Российской Федерации при объемной доле содержания этилового спирта от 7,5 до 18 процентов.

Винодельческая продукция — вино, крепленое вино, игристое вино, виноградное сусло, виноградосодержащие напитки, коньячный дистиллят, винный и виноградный дистилляты и спирты и произведенные из них спиртные напитки [1].

Вина в отличие от крепких алкогольных напитков (водки, коньяка, бренди, виски, рома, джина и горьких настоек) отличаются умеренной крепкостью (от 7,5 до 18%) [1, 2]. Кроме того, в отличие от крепких алкогольных напитков они обладают определенной физиологической ценностью за счет содержания таких биологически активных веществ, как фенольные соединения: антоцианы (преимущественно энин), катехины, танины, флавоноиды, которым присущи антиоксидантные свойства, а также органических кислот (преобладает винная кислота), минеральных веществ (преобладает калий), пектиновых и ароматических веществ (сложные эфиры, эфирные масла, ацетали, альдегиды), формирующие букет вин [3]. В небольшом количестве видных содержится витамины группы B (B1, B2, B3, B6, B12, PP, биотин, пантотеновая кислота). В повышенных количествах в винах содержится только витамин P, который обладает антиоксидантной активностью, укрепляет стенки кровеносных сосудов, благоприятно влияет на обмен веществ в организме. Особенно много этого витамина в красных винах.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.А. Кульшина, Ассортиментная политика магазинов трех торговых сетей по товарной субкатегории «Российские вина». Товаровед продовольственных товаров. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: