По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ассортимент свежих овощей, реализуемых в розничной торговле Москвы

Николаева М. А. д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции, ВШКУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Саламех И. И. студент второго курса международной коммерции, ВШКУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье рассмотрены результаты обследования ассортимента свежих овощей в трех магазинах Москвы. Выявлен видовой ассортимент, а также разновидности отдельных видов. Рассчитаны и проанализированы показатели ассортимента: действительная полнота, глубина, устойчивость, новизна, рациональность, а также их коэффициенты. Установлено, что современный ассортимент овощей отличается большой полнотой и глубиной. Однако в обследованных магазинах эти показатели существенно отличаются, что обусловлено форматом магазина, его торговой площадью, а также потребительскими предпочтениями. Видовой ассортимент характеризуется значительной устойчивостью. Обновление ассортимента осуществляется в основном за счет разновидностей, определяемых хозяйственно-ботаническим сортом, назначением, а также упаковкой и наличием мойки.

Литература:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant. ru/products/ipo/primedoc/71385784/# ixzz5CjjzMV45.

2. Скурихин И. М., Тутельян В. А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник. — М.: Дели принт, 2008. — 276 с.

3. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / Л. Г. Елисеева, Т. Г. Родина, А. В. Рыжакова и др.; под ред. д-ра техн. наук, проф. Л. Г. Елисеевой. — М.: Дашков и Ко, 2018. — С. 474.

4. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432—08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ. Утверждены 18 декабря 2008 г.

5. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Модуль 1. Теоретические основы товароведения: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — Ч. 1. — С. 9–104.

Свежая овощная продукция относится к числу важнейших продуктов питания. Согласно Рекомендуемым нормам потребления пищевых продуктов [1], целесообразно потреблять 330 кг свежей плодоовощной продукции в год, в том числе картофеля 90 кг, овощей 140 кг. В пересчете на суточное потребление плодов и овощей оно должно составлять 925 г, в том числе картофеля и овощей, что превышает потребление других групп пищевых продуктов. Фактическое потребление овощей значительно меньше (105 кг) [2].

Высокие рекомендуемые нормы потребления обусловлены следующими особенностями пищевой ценности плодоовощной продукции:

• низкой энергетической ценностью (10–100 ккал/100 г продукта), за исключением орехов (450–600 ккал/100 г), что в условиях высокой калорийности потребляемой пищи является несомненным достоинством;

• повышенная физиологическая ценность, обусловленная значительным содержанием биологически активных веществ (БАВ), некоторые из которых отсутствуют в других пищевых продуктах, кроме продуктов переработки плодоовощного сырья, или содержания из в суточной дозе потребления очень низкое. К числу таких БАВ относятся витамины C, P, B9 (фолиевая кислота), инозит, тартароновая кислота и другие, а также биофлавоноиды, обладающие антиоксидантными свойствами;

• наличие растительных пищевых волокон (гемицеллюлозы, пектина, клетчатки), способствующих очищению организма от токсичных элементов, радионуклидов, избытка холестерина;

• высокое содержание структурированной воды (63–96 %) в большинстве видов свежей плодоовощной продукции, кроме орехов, а также активных ферментов и живых клеток растительных тканей;

• создание ощущения повышенной сытости при низкой калорийности потребляемой продукции;

• замедленная усвояемость питательных веществ за счет клеточного строения тканей и повышенного количества пищевых волокон [3, 4].

Несмотря на указанные достоинства свежих плодов и овощей, их фактическое потребление, как уже указывалось, значительно ниже рекомендуемой нормы. Основными предполагаемыми причинами этого может быть физическая и/или экономическая недоступность свежих плодов и овощей, а также недостаточность знаний о полезных свойствах этих продуктов основной массой потребителей.

Для Цитирования:
Николаева М. А., Саламех И. И., Ассортимент свежих овощей, реализуемых в розничной торговле Москвы. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала