Плавленые сыры относятся в торговых организациях к товарной категории «Сыры», являясь одной из их субкатегорий. По пищевой ценности они не уступают натуральным твердым или мягким сычужным сырам, после переработки которых и получают плавленые сыры. Вследствие этого они входят в одну из классификационных группировок сыров — переработанные сыры [1].
Пищевая ценность плавленых сыров обусловлена высоким содержанием полноценных молочных белков (6–22%). Кроме того, в них содержатся жиры, в том числе молочные (от 5 до 70%). Минеральный и витаминный состав плавленых сыров не уступает натуральным сырам. Вопросы пищевой ценности плавленых сыров обстоятельно рассмотрены Евдокимовым Н.С. [2] Евдокимовой О.В. обследован ассортимент плавленых сыров в г. Орле [3].
Данные об ассортименте плавленых сыров в розничных торговых предприятиях г. Москвы и применяемой ими ассортиментной политике по этой категории отсутствуют.
Нами проведено обследование торгового ассортимента по субкатегории «Плавленые сыры» в магазинах торговых сетей: «Атак», «Магнит» и «Перекресток». Эти магазины относятся к современному формату — супермаркетам категории экономкласса, поэтому являются конкурентами. Для таких магазинов плавленые сыры относятся к товарам массового спроса, удовлетворяющего потребности в сравнительно недорогих пищевых продуктах — источниках полноценного белка.
Обследование проводилось в августе 2021 г.
Цель данного исследования — выявление торгового ассортимента субкатегории «Плавленые сыры» в магазинах трех торговых сетей, расчет и сопоставление показателей ассортимента, а также определение направлений ассортиментной политики этих магазинов.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
• проведение обследования торгового ассортимента плавленых сыров в магазинах указанных торговых сетей;
• расчет показателей обследованного ассортимента и анализ полученных данных;
• выявление направлений ассортиментной политики обследованных торговых предприятий по субкатегории «Плавленые сыры» и направлений по ее совершенствованию.