По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663. 918.4 DOI:10.33920/igt-01-2503-06

Ассортимент шоколада, реализуемого в Москве, и ассортиментная политика торговых организаций

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), профессор кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
А.Н. Дятчина студентка бакалавриата факультета маркетинга Президентской академии (РАНХиГС)

В статье представлены результаты проведенного обследования ассортимента шоколада торговых сетей «Перекресток», «Пятерочка» и «Азбука Вкуса». Установлено, что видовой и марочный ассортимент товарной субкатегории «Шоколад» характеризуется большим разнообразием. Наибольшей полнотой, глубиной, новизной и рациональностью отличается ассортимент шоколада в магазинах «Перекресток» и «Азбука Вкуса», в которых обнаружен оригинальный ассортимент, относящийся к уникальным торговым предложениям. Во всех обследованных магазинах наблюдается высокая устойчивость ассортимента, а в магазине «Пятерочка» и гармоничность за счет торговых марок и их модификаций, пользующихся устойчивым и полноценным спросом. Марочный ассортимент представлен 96 торговыми марками, 40% которых относится к брендам. Выявлено, что в ассортиментной политике обследуемых магазинов по торговой субкатегории «Шоколад» основными направлениями являются углубление и стабилизация реального торгового ассортимента, а для магазинов «Перекресток» и «Азбука Вкуса» — расширение видового и обновление марочного ассортимента шоколада за счет новых видов, торговых марок и их модификаций.

Литература:

1. Николаева М.А. и др. Полезность и вредные свойства пищевых продуктов растительного происхождения: монография / М.А. Николаева, О.А. Рязанова, Ю.Н. Клещевский. — М.: РУАЙНС, 2020. — 398 с.

2. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова и др.; под ред. д. т. н., проф. Л.Г. Елисеевой. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2024. — С. 949.

3. Николаева М.А., Игнатова Е.А. Анализ мирового и российского рынков кондитерских товаров / М.А. Николаева, Е.А. Игнатова // Товаровед продовольственных товаров. — № 9. — 2019. — С. 33–40.

4. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник. — М.: Дели принт, 2008. — 276 с.

5. М.А. Николаева. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики / М.А. Николаева // Товаровед продовольственных товаров. — № 12 (197) / 2020. — С. 15–20.

6. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 424 с.

1. Nikolaeva M.A. et al. Poleznost’ i vrednye svojstva pishhevyh produktov rastitel’nogo proishozhdenija: monografija / M.A. Nikolaeva, O.A. Rjazanova, Ju.N. Kleshhevskij. — M.: RUAJNS, 2020. — 398 s.

2. Tovarovedenie odnorodnyh grupp prodovol’stvennyh tovarov: uchebnik / L.G. Eliseeva, T.G. Rodina, A.V. Ryzhakova i dr.; pod red. d.t.n., prof. L.G. Eliseevoj. — M.: ITK «Dashkov i Ko», 2024. — S. 949.

3. Nikolaeva M.A., Ignatova E.A. Analiz mirovogo i rossijskogo rynkov konditerskih tovarov / M.A. Nikolaeva, E.A. Ignatova // Tovaroved prodovol’stvennyh tovarov. — № 9. — 2019. — S. 33–40.

4. Skurihin I.M., Tutel’jan V.A. Tablicy himicheskogo sostava i kalorijnosti rossijskih produktov pitanija: Spravochnik. / I.M. Skurihin, V.A. Tutel’jan. — M.: Deli print, 2008. — 276 s.

5. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol’stvennyh tovarov. — 2020. — № 12 (197). — S. 15–20.

6. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA-M, 2022. — 424 s.

Шоколад относится к подгруппе сахаристых кондитерских изделий. От других подгрупп кондитерских изделий он отличается повышенной пищевой ценностью. По сравнению с другими подгруппами сахаристых кондитерских изделий (карамелью, конфетами, фруктово-ягодными изделиями и т.п.) все виды шоколада отличаются повышенной энергетической ценностью (500–560 ккал) и относятся к высококалорийным товарам. Повышенная энергетическая ценность обусловлена низким содержанием воды (1,0–1,2%), а также высоким содержанием углеводов (48,2–53,7%), среди которых преобладают сахара, а также жиров (30,6–36,5%), представленных преимущественно какао-маслом [1, 2, 3, 4]. Жиры шоколада имеют температуру плавления 30 °C.

В отличие от других сахаристых изделий, кроме шоколадных конфет и халвы, шоколад характеризуется достаточно высокой физиологической ценностью за счет повышенного содержания калия, фосфора, магния и кальция, витаминов группы B и E. В сливочном и молочном шоколаде содержатся витамин A и каротин за счет добавляемого молочного сырья. Кроме того, в шоколаде содержатся пищевые волокна (2,0–6,5%). Однако в шоколаде отсутствуют витамины C и P. Важной особенностью шоколада является наличие в нем алкалоида теобромина, который практически отсутствует в других пищевых продуктах, кроме какао-порошка. Теобромин обладает целым рядом полезных свойств: стимулирует сердечно-сосудистую деятельность, улучшает процессы дыхания, повышает устойчивость эритроцитов к деформации (улучшает реологические свойства крови), уменьшает тромбообразование и нормализует микроциркуляцию. Оказывает слабое психостимулирующее действие [1].

Одним из важных достоинств шоколада является его высокая органолептическая ценность, особенно за счет вкуса и запаха [2].

Благодаря высокой пищевой и органолептической ценности шоколад пользуется полноценным спросом среди населения России, а наличие в предприятиях розничной торговли развернутого ассортимента позволяет удовлетворить разнообразные запросы потребителей. Ассортимент шоколада постоянно расширяется и обновляется за счет новых торговых марок и модификации действующих марок.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.Н. Дятчина, Ассортимент шоколада, реализуемого в Москве, и ассортиментная политика торговых организаций. Товаровед продовольственных товаров. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: