По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.4 DOI:10.33920/igt-01-2403-04

Ассортимент и ассортиментная политика по субкатегории «Крепкие алкогольные напитки» магазинов трех торговых сетей г. Москвы

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики ВШКУ
П.А. Карягин студент бакалавриата ВШКУ, Президентская академия (РАНХиГС)

Цель работы — анализ прогнозируемого и реального ассортимента субкатегории «Крепкие алкогольные напитки», а также выявление основных направлений ассортиментной политики по этой субкатегории. Установлено, что торговый ассортимент крепких алкогольных напитков обследованных магазинов трех торговых сетей г. Москвы представлен 6 видами и 115 разновидностями (в основном за счет торговых марок, их модификаций и торговых артикулов). Этот ассортимент характеризуется высокой устойчивостью, гармоничностью, рациональностью и низкой степенью обновления, что позволяет идентифицировать его как развернутый и рациональный. Анализ марочного ассортимента крепких алкогольных напитков по стране происхождения показал, что доля торговых марок российских напитков преобладает по всем видам, кроме виски. При обследовании установлено наличие в торговом ассортименте крепких алкогольных напитков из 10 стран-импортеров, однако их доля значительно меньше. Выявлено, что ассортиментная политика обследованных магазинов по субкатегории «Крепкие алкогольные напитки» характеризуется стабилизацией видового ассортимента, углублением марочного ассортимента, а также его гармонизацией.

Литература:

1. ТР ЕАС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции».

2. Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 3547-р «Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу».

3. Николаева М.А. Организация и проведение экспертизы и оценки качества продовольственных товаров: учеб. / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. — Москва: Норма: ИНРФРА — М, 2022. — 320 с.

4. Николаева М.А. Пищевая и органолептическая ценность вкусовых напитков. / М.А. Николаева, Л.В. Карташова // Товаровед продовольственных товаров, 2019. — № 2. — С. 6–12.

5. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А. В. Рыжакова и др.; под ред. д.т.н., проф. Л.Г. Елисеевой. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018. — С. 949.

6. Николаева М.А. Роль внешней торговли в развитии рынка алкогольных и слабоалкогольных напитков / М.А. Николаева, О.Д. Худякова // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. — № 6. — С. 57–77.

7. Карабут Т. Взяли крепость//Российская газета от 29.01.2024 г. — № 18. — С. 1, 4.

8. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — Москва: Норма: ИНФРА — М, 2022. — 424 с.

9. Николаева М.А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 12 (197). — С. 15–20.

1. TR EAS 047/2018 "O bezopasnosti alkogol'noj produkcii".

2. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 11 dekabrja 2023 g. № 3547-r "Ob utverzhdenii Koncepcii sokrashhenija potreblenija alkogolja v RF na period do 2030 g. i dal'nejshuju perspektivu".

3. Nikolaeva M.A. Organizacija i provedenie jekspertizy i ocenki kachestva prodovol'stvennyh tovarov: ucheb. / M.A. Nikolaeva, L.V. Kartashova. — Moskva: Norma: INRFRA — M, 2022. — 320s.

4. Nikolaeva M.A. Pishhevaja i organolepticheskaja cennost' vkusovyh napitkov. / M.A. Nikolaeva, L.V. Kartashova // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. — 2019. — № 2. — S. 6–12.

5. Tovarovedenie odnorodnyh grupp prodovol'stvennyh tovarov: uchebnik / L.G. Eliseeva, T.G. Rodina, A.V. Ryzhakova i dr.; pod red. d.t.n., prof. L.G. Eliseevoj. — M.: ITK «Dashkov i Ko», 2018. — S. 949.

6. Nikolaeva M.A. Rol' vneshnej torgovli v razvitii rynka alkogol'nyh i slaboalkogol'nyh napitkov / M.A. Nikolaeva, O.D. Hudjakova // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. — 2018. — № 6. — S. 57–77.

7. Karabut T. Vzjali krepost'//Rossijskaja gazeta ot 29.01.2024 g. № 18. — S. 1, 4.

8. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA–M, 2022. — 424 s.

9. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. —2020. — № 12 (197). — S. 15–20.

Крепкие алкогольные напитки входят в состав товарной категории «Алкогольные напитки» в качестве одной из субкатегорий. Отличительной характеристикой таких напитков является высокое содержание спирта (37,5% и выше) [1]. Необходимо указать, что из-за повышенного содержания этилового спирта крепкие алкогольные напитки относятся к особой субкатегории пищевых продуктов, повышенный спрос на которые относится к иррациональному.

Основной потребностью, которую удовлетворяют крепкие алкогольные напитки, является потребность в психотропных средствах, в число которых входит и этиловый спирт. Дополнительные потребности: органолептические, энергетические, поддержание температурного гомеостаза и пр. играют второстепенную роль.

Вместе с тем при неумеренном и частом употреблении крепкие алкогольные напитки могут нанести вред здоровью человека и вызвать психологическую зависимость, что в конечном счете приводит к пьянству и алкоголизму.

В связи с этим Правительство России утвердило Концепцию сокращения потребления алкоголя на период до 2030 года. Снижение потребления алкоголя, а также заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с его потреблением, — главные цели Концепции сокращения потребления алкоголя на период до 2030 года [2]. Одними из основных задач этой Концепции являются укрепление ценностей здорового образа жизни и развитие системы профилактики злоупотребления алкоголем. Однако это не означает полного запрета производства и реализации алкогольных напитков. Акцент смещается на формирование культуры умеренного их потребления, переориентация на качественную, легальную продукцию, так как несмотря на указанную опасность крепкие алкогольные напитки пользуются спросом у определенной части населения, особенно в местах с холодным климатом.

Пищевая ценность крепких алкогольных напитков обусловлена преимущественно этиловым спиртом, содержание которого находится в пределах от 37,5 до 56,0%. Этиловый спирт обладает повышенной энергетической ценностью (7 ккал/г), но при употреблении алкогольными напитками, особенно в повышенных дозах, значительная его часть используется не на энергетические цели, а воздействует на нервную систему человека и оказывает опьяняющее действие [3, 4, 5].

Для Цитирования:
М.А. Николаева, П.А. Карягин, Ассортимент и ассортиментная политика по субкатегории «Крепкие алкогольные напитки» магазинов трех торговых сетей г. Москвы. Товаровед продовольственных товаров. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: