По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339. 37 DOI:10.33920/igt-01-2404-05

Ассортимент и ассортиментная политика магазинов торговых сетей г. Москвы по товарной категории «Слабоалкогольные напитки»

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики, Президентская академия РАНХиГС
В.Л. Ермакова студентка бакалавриата, Президентская академия РАНХиГС
Э.А. Тоноян студент бакалавриата, Президентская академия РАНХиГС

В статье представлены результаты обследования торгового ассортимента товарной категории «Слабоалкогольные напитки» в магазинах трех торговых сетей г. Москвы. Определено, что ассортимент слабоалкогольных напитков в обследованных магазинах торговых сетей «Ашан», «Лента» и «Перекресток» характеризуется как развернутый. Установлено, что базовая глубина ассортимента составляет 79 МТМ. Существенных различий между показателями ассортимента в различных обследованных магазинах не обнаружено. Коэффициент рациональности во всех магазинах высокий и примерно одинаковый. В структуре видового ассортимента преобладают МТМ слабоалкогольных газированных напитков и напитков на фруктовой основе. Марочный ассортимент слабоалкогольных напитков представлен 34 торговыми марками преимущественно отечественно производства (31 ТМ) и только 3 ТМ импортные, в том числе 2 марки из Белоруссии — 1 ТМ яблочного сидра из Великобритании. Установлено, что основными направлениями ассортиментной политики всех обследованных магазинов являются углубление и обновление ассортимента товарной категории «Слабоалкогольные напитки».

Литература:

1. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (последняя редакция).

2. ТР ТС 047/2018 «Технический регламент о безопасности алкогольной продукции».

3. Игнатова О. Правила продажи алкоголя предложено ужесточить. // Российская газета от 21 февраля 2024 года. — № 38 (9280).

4. Концепция сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу / Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2023 № 3547 — р.

5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — Москва: Норма: ИНФРА — М, 2022. — 424 с.

6. Николаева М.А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 12 (197). — С. 15–20.

1. TR TS 047/2018 «Tehnicheskij reglament o bezopasnosti alkogol'noj produkcii».

2. Ignatova O. Pravila prodazhi alkogolja predlozheno uzhestochit'. // Rossijskaja gazeta ot 21 fevralja 2024 goda. — № 38 (9280).

3. Koncepcija sokrashhenija potreblenija alkogolja v RF na period do 2030 goda i na dal'nejshuju perspektivu / Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 11.12.2023 № 3547 — r.

4. FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii i ob ogranichenii potreblenija (raspitija) alkogol'noj produkcii» ot 22.11.1995 № 171-FZ (poslednjaja redakcija).

5. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA — M, 2022. — 424 s.

6. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. — 2020. — № 12 (197). — S. 15–20.

Слабоалкогольные напитки (СаН) — это напитки с содержанием этилового спирта не более 8,5%.

Товарная категория «Слабоалкогольные напитки» представлена следующими субкатегориями (видами): слабоалкогольными напитками ароматизированными; слабоалкогольными напитками на фруктово-ягодной основе; медовыми напитками, пивными напитками, слабоалкогольными коктейлями.

Назначение слабоалкогольных напитков — удовлетворение физиологических и психических потребностей потребителей. Из физиологических потребностей эти напитки удовлетворяют преимущественно потребность в воде и потребности во внутренней безопасности. Кроме того, сахаросодержащие слабоалкогольные напитки удовлетворяют энергетические потребности за счет содержащихся в них сахаров и этилового спирта, а также пластические потребности за счет небольшого количества минеральных, красящих веществ, витаминов в пивных, медовых напитках.

Потребность во внутренней безопасности должна удовлетворяться за счет соблюдения обязательных требований ТР ТС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции» [1]. Безопасность слабоалкогольных напитков обеспечивается безопасностью сырья, в первую очередь этилового спирта, а также соблюдением санитарно-гигиенических требований производства. Известны печальные случаи, когда недобросовестные производители использовали вместо питьевого этилового спирта технический спирт, что привело к отравлению со смертельным исходом для значительного количества потребителей (например, при отравлении напитком «Мистер Сидр» погибло 36 человек).

Слабоалкогольные напитки удовлетворяют следующие разновидности психических потребностей:

• органолептические за счет содержащихся в напитках вкусоароматических веществ;

• потребность в психотропных средствах за счет небольшого количества этилового спирта (до 8,5%, при этом большинство видов СаН содержат от 4 до 6,5%);

• эстетические потребности за счет красящих веществ сырья или красителей — пищевых добавок, а также за счет красивой упаковки;

Для Цитирования:
М.А. Николаева, В.Л. Ермакова, Э.А. Тоноян, Ассортимент и ассортиментная политика магазинов торговых сетей г. Москвы по товарной категории «Слабоалкогольные напитки». Товаровед продовольственных товаров. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: