Слабоалкогольные напитки (СаН) — это напитки с содержанием этилового спирта не более 8,5%.
Товарная категория «Слабоалкогольные напитки» представлена следующими субкатегориями (видами): слабоалкогольными напитками ароматизированными; слабоалкогольными напитками на фруктово-ягодной основе; медовыми напитками, пивными напитками, слабоалкогольными коктейлями.
Назначение слабоалкогольных напитков — удовлетворение физиологических и психических потребностей потребителей. Из физиологических потребностей эти напитки удовлетворяют преимущественно потребность в воде и потребности во внутренней безопасности. Кроме того, сахаросодержащие слабоалкогольные напитки удовлетворяют энергетические потребности за счет содержащихся в них сахаров и этилового спирта, а также пластические потребности за счет небольшого количества минеральных, красящих веществ, витаминов в пивных, медовых напитках.
Потребность во внутренней безопасности должна удовлетворяться за счет соблюдения обязательных требований ТР ТС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции» [1]. Безопасность слабоалкогольных напитков обеспечивается безопасностью сырья, в первую очередь этилового спирта, а также соблюдением санитарно-гигиенических требований производства. Известны печальные случаи, когда недобросовестные производители использовали вместо питьевого этилового спирта технический спирт, что привело к отравлению со смертельным исходом для значительного количества потребителей (например, при отравлении напитком «Мистер Сидр» погибло 36 человек).
Слабоалкогольные напитки удовлетворяют следующие разновидности психических потребностей:
• органолептические за счет содержащихся в напитках вкусоароматических веществ;
• потребность в психотропных средствах за счет небольшого количества этилового спирта (до 8,5%, при этом большинство видов СаН содержат от 4 до 6,5%);
• эстетические потребности за счет красящих веществ сырья или красителей — пищевых добавок, а также за счет красивой упаковки;