Возникновение теории инновационной деятельности (инноватики) обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации.
Вероятностный (спорадический) характер смены фаз оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.
В свою очередь государственномонополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации.
Для этого были созданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала.
Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного производства.
Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40–60 лет лежит смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации и т. п. В средние промышленные циклы протяженностью в 7–10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспорта и т. п.
Короткие волны в 3–3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленного производства.
В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.