Программа реновации ветхого жилого фонда в Москве в последние месяцы стала одной из самых острых и полемичных тем, обсуждаемых в обществе. Поднимается множество правовых и социальных аспектов этой инициативы столичных властей, называются аргументы за и против.
Если ограничиться лишь техническими нюансами программы, то одно из опасений состоит в том, что реновация целых кварталов с возведением новостроек повышенной этажности увеличит плотность населения по меньшей мере в 2–3 раза. Насколько такие «уплотненные» кварталы увеличат потребность в тепле и горячей воде по сравнению с нынешней? Попробуем разобраться, справится ли с возросшей нагрузкой столичное тепловое хозяйство.
По результатам мониторинга, удельные энергозатраты среднестатистической хрущевки составляют более 350 кВт•ч на 1 кв. м общей площади в год, а у особо неудачных серий пятиэтажек превышают 450 кВт•ч на 1 кв. м. Это огромные цифры, которые любого европейца заставили бы схватиться за сердце и за кошелек. Ведь они означают, что жильцы этого дома на свои кровные средства отапливают не столько квартиры, сколько столичную атмосферу.
В 2011 г. Министерством регионального развития РФ была принята шкала энергоэффективности для многоквартирных домов, в соответствии с которой они подразделяются на семь классов: от самого лучшего А до самого худшего G. Хрущевки уверенно попадают в предпоследний класс F, а иногда «заглядывают» и в G. За счет чего достигается такой катастрофический результат?
Эксперты отмечают несколько особенностей, которые делают дома первых массовых серий столь энергоемкими:
— плоские кровли без качественного утепления и даже зачастую без чердака, который мог бы служить тепловым буфером;
— огромные теплопотери через слабо утепленные фасады. Как показали исследования, за несколько десятилетий эксплуатации здания стекловата, которая использовалась в качестве утеплителя в стеновых панелях, осела и потеряла свои свойства. Так что от улицы жильцов дома зачастую отделяют лишь два тонких слоя железобетона;