По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Асинхронный тяговый привод: опыт ТМХ для перехода отрасли на новый уровень

В группе ТМХ накоплен большой опыт разработки, производства и обслуживания подвижного состава с асинхронным тяговым приводом. Этот опыт позволяет делать далекоидущие выводы о мероприятиях, которые потребуются в масштабах отрасли, чтобы повсеместное использование асинхронного тягового привода стало реальностью

Идею поставить на локомотив самую экономичную и надежную из электрических машин — асинхронный электродвигатель — более 90 лет назад выдвинул российский академик М. П. Костенко. От идеи до серийной продукции прошли десятилетия, поскольку для ее воплощения требовалось создание мощных полупроводниковых преобразователей и компьютерных систем. В то время как во всем мире тепловозы с асинхронными тяговыми электродвигателями получали широкое внедрение, в России продолжались дискуссии о целесообразности их разработки, а ограничивающие факторы носили экономический характер.

На рубеже XX–XXI веков вопрос старения локомотивного парка в России обострился настолько, что требовалась практически полная его замена на новый. Для обновления тепловозного парка железных дорог МПС РФ необходимы были локомотивы с высокой энергетической эффективностью, включая повышенные тяговые свойства и пониженные энергозатраты на вспомогательные нужды. Новые тепловозы должны были обладать высокими противобоксовочными и динамическими качествами, позволяющими максимально использовать сцепной вес для реализации силы тяги и обеспечить снижение воздействия на путь. Важными свойствами должны были стать их высокая ремонтопригодность, упрощение и удешевление выполнения ТО и ремонтов.

В целях быстрейшей ликвидации дефицита парка тягового подвижного состава современной конструкции с высокими технико-экономическими показателями, недопущения импортной зависимости, возрождения базы отечественного локомотивостроения в 2000 году началась работа по созданию первого отечественного серийного тепловоза с асинхронным тяговым приводом, применение которого в конструкции локомотива потребовало также разработки и внедрения инновационного вспомогательного оборудования.

Технический проект грузового магистрального тепловоза мощностью 2500 кВт с электрической передачей переменного тока предложило АО «УК «БМЗ» (г. Брянск) на основании договора №32-00 от 31 мая 2000 г. «Магистральные тепловозы секционной Тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» мощностью 2500–3500кВТ с электрической передачей переменно-переменного тока для работы в пассажирском и грузовом движении (грузовой тепловоз) между ОАО «БМЗ-Тепловоз» и МПС России. Разрабатываемому тепловозу был присвоен индекс 2ТЭ25А. Впоследствии он получил имя «Витязь».

Для Цитирования:
Асинхронный тяговый привод: опыт ТМХ для перехода отрасли на новый уровень. Железнодорожник. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: