По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37 008

Артистизм как профессиональная компетенция современного преподавателя

Савостьянов Александр Иванович профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор, Россия, 125364, Москва, проезд Досфлота, д. 8, кв. 75. E-mail: kotova20082009@yandex.ru
Панченко Ольга Григорьевна профессор, ФГАОУ ДПО АПК и ППРО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат философских наук, профессор, Россия, 125581, Москва, ул. Ляпидевского, д. 22, кв. 32. E-mail: pan.45@mail.ru

В педагогической деятельности образуется особая структура способностей. Она воплощает в себе объединение литературных, актерских, режиссерских, сценарных умений, подчиняющихся педагогической направленности. Их развитие способствует решению задач: повышению эффективности педагогического взаимодействия, созданию творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе и максимальному раскрытию творческого потенциала всех его участников. Педагогический артистизм как проявление богатой палитры реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для занятия направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.

Литература:

1. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии образования: история, современность, прогнозы: Монография. — М.-Екатеринбург: Уральское издво; Большая Медведица, 2010. — 256 с.

2. Савостьянов А.И. Артистизм педагога как наиважнейший компонент его профессиональной культуры // Перспективы исследования современных проблем педагогики / Отв. ред. С.А. Козлова; сост. Г.М. Коджаспирова. — М.: Изд-во «ЭконИнформ», 2017. — 254 с.

3. Савостьянов А.И. Роль артистизма в педагогической культуре современного преподавателя // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. — М.: АПК и ППРО, 2016. — 200 с.

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в развитие педагога, человека, наставника. Именно так воспроизводится человеческий потенциал развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать саму себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Таким образом, раскрывая понятие об артистизме преподавателя [3], мы выяснили, что педагоги-наставники определяют это понятие как высокую степень свободы самовыражения и рассматривают его как один из самых важных компонентов в повышении квалификации. Привлечение понятия артистизма педагога, наставника, его способности к сценической деятельности со временем становится обязательным компонентом его компетентности. Формирование этих качеств происходит на базе театрализации преподавательской деятельности, сенсорного опыта, практики. Осознание пространственных отношений, обогащение речи и языка, выстраивание архитектоники тела педагога — все это делает преподавательскую деятельность более точной, конкретной, гармоничной. Благодаря пониманию преподавателем этих аспектов и отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями — причинные и целевые [1, с. 190].

Один из современных подходов к пониманию сути педагогики заключается в рассмотрении ее даже не как двуединства (науки и искусства), но как триединства (науки, искусства и любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позволяет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как любовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека.

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Панченко Ольга Григорьевна, Артистизм как профессиональная компетенция современного преподавателя. Ученый совет. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: