Казалось бы, сегодня не должно возникать проблем при лечении больных с артериальной гипертензией, так как современными европейским и российским обществом кардиологов разрабатываются и систематически обновляются клинические рекомендации, базирующиеся на результатах контролируемых исследований. Тем не менее, антигипертензивную терапию получают только 23 % больных с артериальной гипертензией, 62 % вообще не знают о повышении у них артериального давления, а его целевые значения в результате лечения достигаются только у 15 % пациентов [1].
Особые проблемы возникают при лечении больных с так называемой резистентной артериальной гипертензией, при которой целевое АД не достигается, несмотря на назначение трех и более антигипертензивных препаратов в адекватных дозах.
Резистентная артериальная гипертензия — состояние, при которой лечение, включающее изменение (оздоровление) образа жизни и рациональную комбинированную антигипертензивную терапию, состоящую из трех препаратов, включая диуретик, в максимально переносимых дозах не приводит к достижению целевого уровня артериального давления.
Различают псевдо- и истинную рефрактерную артериальную гипертензию. В большинстве случаев псевдорефрактерность к антигипертензивной терапии обусловлена низкой приверженностью пациентов к лечению (не соблюдение рекомендаций по изменению образа жизни, режима приема препаратов, прием антигипертензивных препаратов в неполных дозах, их самостоятельная отмена, прием препаратов повышающих артериальное давление, низкий культурный уровень пациента, большое количество препаратов, их побочный эффект, цена). Псевдорефрактерность к антигипертензивной терапии может быть обусловлена неправильными действиями врача (недиагностирование «маскированной» артериальной гипертензии; ошибки измерения артериального давления (использование манжеты не соответствующего размера, особенно у пациентов с ожирением, «офисная» артериальная гипертензия); неинформирование пациента о необходимости оздоровления — изменения образа жизни (ожирение, злоупотребление алкоголем, солью); применение нерациональных комбинаций антигипертензивных препаратов; назначение их в неполных дозах и т. д.) [2].