По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Артемий Лебедев: «Человеческое достоинство — превыше всего. И для дизайнера в первую очередь»

Самый известный дизайнер нашей страны, крестный отец российского дизайна, Артемий Лебедев не просто активной жизненной позиции человек и гражданин. Он еще и странный, ужасный, интересный и очень нестандартный человек. К нему тянет всех вне зависимости от того, нравится он или нет. От него не знаешь чего ожидать. Он удивительный. И все российские логотипы можно рассматривать через его профессиональную призму. Лебедев считает, что Россия — страна плохого дизайна. Разберемся?

— Великая Отечественная война убила все зачатки дизайна, которые были у нас. Если посмотреть на вывески довоенные, книги, одежду и мебель — там было на что посмотреть. Но когда все силы направлены на победу и выживание — тут не до красоты. Нужно найти где жить, что есть, как не умереть от болезни. Какой, к черту, дизайн? А на нашу страну вечно кто-то нападает. Всегда. Постоянно. Дайте нам хотя бы один спокойный век, и мы даже в дизайне будем прекрасны. А пока лидируют Европа, Скандинавия и Япония.

— Ну, сейчас все-таки люди стали обращать внимание на красоту. Как у Вас получается продавать дизайны так дорого и таким крупным заказчикам?

— Не сразу и не быстро. И у меня совсем не бизнесовый подход. Тошнит от пафоса, но я делал то, от чего меня перло. Вот еду в метро, смотрю на карту метрополитена и понимаю, что она мне не нравится. Я просто беру и придумываю карту метро, которая соответствует времени, которая вызывает эмоции и которая офигенно удобна и понятна. А потом появился в Москве аэроэкспресс, и нашу карту линий метрополитена они с удовольствием купили и развесили. Так началось наше долгое сотрудничество с московским метро. Сначала был мой интерес, моя работа — бесплатная, заметьте. А уж потом подтянулось остальное. Те, кто думает, что бывает по-другому, ошибаются.

— Вы много работали с госзаказами. Большинство считает, что это золотая жила.

— Эти люди ничего не понимают в бизнесе. Госзаказы — это сложно. Это всегда опасно и почти всегда в минус. Для неумных давайте поясню, как это выглядит пошагово. Сначала ты берешь заказ за 10 миллионов рублей, делаешь свою работу, делаешь ее хорошо, качественно. Сдаешь работу, и ее у тебя принимают. Люди уже начинают наслаждаться результатом. Ты получил деньги. А через полгода приходит комиссия, которая по косточкам разбирает твою работу, поднимает каждую бумажку, вынимает ее из шредера, из мусорки, собирает только им ведомую аналитику. И вдруг приходит к выводу, что твоя работа стоила не 10 миллионов, а 4. Ты никогда не докажешь обратного. «Вы могли заплатить за работу аналитика не 500 тысяч, а 100», «Вы закупили комплектующих на миллион, а хватило бы 300 тысяч». И уж тем более непонятно, как доказать, сколько могут стоить творческая работа, полет мысли и креатив. 4 миллиона — и точка. Оставшиеся уже давно полученные и потраченные 6 миллионов надо вернуть государству. Иначе у тебя будут большие проблемы.

— И что Вы делали в таких случаях?

— Возвращали. Себе дороже доказывать что-то.

— Вам не кажется это потребительским и государственным экстремизмом?

— Это законы жизни такие. Госзаказы — это не золотое дно. Просто избавьтесь от этих иллюзий. Потребительский экстремизм — это другое. Сейчас расскажу. Ментальность российских людей такова, что они хотят заказать за 80 рублей дешевое такси и получить за это вип-сервис — открыть дверь, включить нужную радиостанцию, подложить подушку и предложить воды. И им невдомек, они даже не хотят задумываться о том, что для такого сервиса нужно заказывать другого формата такси, а то и личного водителя нанимать. Так вот это и есть потребительский экстремизм.

— Вы сознательный тролль всего медиапространства. Зачем Вы так себя ведете?

— Потому что мне нравится делать и создавать то, от чего у людей подгорает. Чтобы рвались шаблоны, разыгрывались споры. Это то, что двигает нас вперед.

— А что сейчас рвет шаблоны?

— Нейросети. Очевидно, что у всех рвет одно место от того, что нейросетки могут заменить художников, музыкантов, копирайтеров, дизайнеров.

— Это правда, нейросети заменят многих профессионалов? И дизайнеров? И создателей логотипов и лозунгов? Вы скоро будете невостребованными?

— Бред, конечно. Это низкий жанр. Отвратительно скучно, непрофессионально. Но дизайнеры, рекламщики, маркетологи зря расслабляют булки. Многое из того, что вы делаете, особенно если делаете средне, не гениально, уже скоро начнут делать за вас искусственный интеллект и роботы.

— Как Вы относитесь к заимствованию идей у дизайнеров?

— Никак. Воровать нельзя. У меня был в команде случай, когда девушка-дизайнер заимствовала идею и эту идею мы утвердили и презентовали заказчику. Когда все выяснилось, мы сделали другой вариант максимально оперативно, а девушка была уволена.

— Сколько стоит логотип у Артемия Лебедева?

— Я в принципе рассматриваю работы от 100 тысяч рублей, это входной порог. Потому что эта сумма минимально покрывает работу юристов, дизайнеров и других сотрудников. Все, что ниже, мне неинтересно. На сайте у нас есть экспресс-дизайн за 100 тысяч рублей. Можно попробовать тем, кто хочет узнать, что это такое.

— Артемий, как попасть на работу в лучшую дизайнерскую студию России?

— Прислать портфолио. В своей жизни я ни разу ни у кого не попросил диплома об образовании. Было бы странно, с учетом того, что и у меня его нет. Если ты талантлив и трудолюбив — мы тебя возьмем. Я брал на работу вчерашних школьников, это не проблема. Я никогда никому не мешаю работать, не слежу, не задалбливаю дисциплиной. По мне, ты можешь целый день сидеть на массаже ног или кататься на самокате. Но к концу дня ты должен сдать офигенный логотип. Если нет — мы расстаемся. Если да — ты красавчик.

— Есть легенда, что у Вас в офисе самая дорогая туалетная бумага. Это правда?

— Мы четверть века на этом рынке, менялись бесчисленное количество раз, пережили все кризисы. У нас были сокращения, нехватка бюджета и оптимизации. Но никогда я не разрешал покупать в наши туалеты дешевую и жесткую туалетную бумагу. Потому что человеческое достоинство выше всего. И в самых базовых потребностях в том числе.

Язык статьи:
Действия с выбранными: