В настоящее время в связи с гуманизацией общества появляются новые направления интеграционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). За последние десятилетия в современном российском обществе произошел ряд революционных изменений в понимании воспитания и обучения детей данной категории, но теперь это уже не просто попытки организации совместного досуга детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, но и организация коррекционных классов на базе общеобразовательных школ. В последние годы активно внедряется ряд инновационных педагогических технологий, одной из которых является инклюзивное обучение.
Инклюзивное образование, базируясь на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в которой превалируют разные образовательные подходы для тех или иных участников, в отличие от других форм коррекционной работы подразумевает включенность ребенка с проблемами в единый образовательный процесс вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Как показывает опыт работы, наиболее благоприятными для организации инклюзивного процесса являются занятия искусством, где одаренность индивида не коррелирует с успеваемостью по общеобразовательным предметам и проблемами в развитии. В этом плане исключением не является терапия средствами искусства — арт-терапия.
Целебные качества искусства известны давно. Поэтому терапия искусством, в частности музыкой, начала практиковаться еще с античных времен. При этом терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая преодолеть психологические проблемы [10]. Большое влияние на развитие арт-терапии оказали психоаналитические теории (З. Фрейд, К.Г. Юнг) [2], а теории других психоаналитиков, таких как М. Наумбург, Э. Крамер, И. Чампернон и др., также послужили теоретической основой обоснования положительного воздействия искусства на психику [8]. Сам же термин «арт-терапия» впервые предложил английский художник Адриан Хилл, который связывал целительные эффекты художественного творчества прежде всего с возможностью отвлечения индивида от его «болезненных переживаний» [22].