По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Арт-терапия в инклюзивном образовании детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: odriosola@gmail.com.

Статья посвящена теоретическим основам феноменологически ориентированной арт-терапии, а также организации арт-терапевтических занятий с детьми с ОВЗ в инклюзивных группах.

Литература:

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. — С. 155–183.

2. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Речь, Семантика-С. — С. 107, 132–144.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 1995. — 324 с.

4. Бетенски М. Что ты видишь? — М.: ЭКСМО, 2002. — 256 с.

5. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арт-терапия. — М.: ИОИ, 2012. — 96 c.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — С. 245–329.

7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — М.: Академический проект, 2010. — С. 125–136.

8. Копытин А.И. Арт-терапия: теория и практика. — СПб.: Питер, 2002. — С. 26.

9. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.

10. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. — М.: Академия, 2001. — С. 22.

11. Павлов И.П. Полн. собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — С. 242–244.

12. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Международный ежегодник по философии культуры «Логос». Русское издание. — М.: Мусагет, 1912–1913. — Кн. 1 и 2. — С. 1–34.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1998. — С. 551–566.

14. Селиверстова Т.Ю. Роль эмоций в развитии и жизни ребенка. 2015 [Электронный ресурс]. — http://zvezda-chmz.narod.ru/index/rol_ehmocij_v_ razvitii_i_zhizni_rebenka/0-146 (дата обращения: 20.09.2015).

15. Симонов П.В. Психофизиология эмоций // Пятые Анохинские чтения. — М.: АМН СССР, 1990. — С. 5–16.

16. Собчик Л.Н. МВЦ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб.: Речь, 2001. — 112 с.

17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции // Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Басин и М.Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1989. — С. 400–401.

18. Хайдеггер М. Исток художественного творения / В кн.: Работы и размышления разных лет; пер. с англ. — М.: Гносис, 1993. — С. 47–116.

19. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках / В кн.: Американская социологическая мысль. — М.: МГУ, 1994. — С. 485.

20. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Избранные работы / Пер. и сост. А.М. Руткевича. — СПб.: РХГА, 2014. — С. 35–42.

21. Crane R.R. An Experiment Dealing with Color and Emotion In Art Theraphy Viewpoints E. Ulman and C. Levy. Eds. — N.Y.: Schoken Books. — P. 358–361.

22. Hill A. Art Versus Illness. — London: George Allen and Unwin, 1945. — P. 33.

23. Rorschach H. The Infl uence of Color on Reaction to Ink Blots // Journal of Personality. — 1950. — № 18. — P. 358–382.

24. Schachtel E.G. On Color and Aff ect // Psychiatry. — 1943. — № 6. — P. 393–409.

25. Wexner L. The Degree to Wich Color (Hues) Are Associated With MoodTones // Journal of Applied Psychology. — № 38. — P. 432–435.

В настоящее время в связи с гуманизацией общества появляются новые направления интеграционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). За последние десятилетия в современном российском обществе произошел ряд революционных изменений в понимании воспитания и обучения детей данной категории, но теперь это уже не просто попытки организации совместного досуга детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, но и организация коррекционных классов на базе общеобразовательных школ. В последние годы активно внедряется ряд инновационных педагогических технологий, одной из которых является инклюзивное обучение.

Инклюзивное образование, базируясь на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в которой превалируют разные образовательные подходы для тех или иных участников, в отличие от других форм коррекционной работы подразумевает включенность ребенка с проблемами в единый образовательный процесс вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Как показывает опыт работы, наиболее благоприятными для организации инклюзивного процесса являются занятия искусством, где одаренность индивида не коррелирует с успеваемостью по общеобразовательным предметам и проблемами в развитии. В этом плане исключением не является терапия средствами искусства — арт-терапия.

Целебные качества искусства известны давно. Поэтому терапия искусством, в частности музыкой, начала практиковаться еще с античных времен. При этом терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая преодолеть психологические проблемы [10]. Большое влияние на развитие арт-терапии оказали психоаналитические теории (З. Фрейд, К.Г. Юнг) [2], а теории других психоаналитиков, таких как М. Наумбург, Э. Крамер, И. Чампернон и др., также послужили теоретической основой обоснования положительного воздействия искусства на психику [8]. Сам же термин «арт-терапия» впервые предложил английский художник Адриан Хилл, который связывал целительные эффекты художественного творчества прежде всего с возможностью отвлечения индивида от его «болезненных переживаний» [22].

Для Цитирования:
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, Арт-терапия в инклюзивном образовании детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ученый совет. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: