По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 75 DOI:10.33920/nik-01-2309-04

Арт-проект как способ творческой коммуникации

Пешкова Мария Александровна ГБПОУ Самарской области «Самарское художественное училище имени К.С. Петрова-Водкина», Россия, 443099, г. Самара, ул. Комсомольская, д. 4а, E-mail: map63ru@yandex.ru
Давыдов Алексей Владимирович ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва», Россия, 443013, г. Самара, Московское шоссе, д. 34, E-mail: avd63ru@yandex.ru

Интервью художника, члена Международной творческой ассоциации «Палитра Мира», преподавателя Самарского художественного училища имени К.С. Петрова-Водкина Марии Пешковой с художником, дизайнером, автором и куратором многочисленных арт-проектов, членом творческого Союза художников России Алексеем Давыдовым. Обсуждаются вопросы творческого взаимодействия художников, музыкантов, литераторов, театральных деятелей, ученых в создании креативной среды в современной выставочной деятельности.

Литература:

1. Акопов Г.В. Искусство в категориях сознания: хронотопы, образы, дискурсы. — М.: ООО «Издательство “Согласие”», 2020. — 226 с.

2. Anthropology of Colour or What Colour Is a Culture / Антропология цвета, или Во что крашена культура / Под ред. В.И. Ионесова и Ж.-Л. Тюрлюра. Vol. II. — Paris, Editions Leprimas (France), 2021. — 140 p.

3. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Музей как миротворчество: способны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 19 (374). — С. 75–81.

4. Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 25 (354). — C. 7–13.

5. Ионесов В.И. Гуманистическая природа культурного наследия как ресурс современной образовательной практики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015. — № 2 (26). — С. 60–66.

6. Ионесов В.И. О словотворчестве как трансформации культуры / В сб.: Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И.Ю. Акифьевой. — Самара: СГИК, 2018. — С. 134–140.

7. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания / В сб.: Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы международной научной конференции (К 90-летию профессора Валентина Николаевича Михелькевича) / Под ред. В.И. Ионесова. — 2017. — С. 382–393.

1. Akopov G.V. Iskusstvo v kategorii soznaniya: khronotopy, obrazy, diskursy / Art in the categories of consciousness: chronotopes, images, discourses. — M.: OOO «Izdatel'stvo “Soglasiye”», 2020. — 226 s. (In Russ.)

2. Anthropology of Colour or What Colour Is a Culture. Ed. by Vladimir Ionesov and Jean-Luc Turlure. Vol. II. Paris, Editions Leprimas (France), 2021. — 140 p. (In Russ. & English)

3. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Muzey, kak mirotvorchestvo: sposobny li artefakty kul'tury nas primirit'? / Museum as peacemaking: are cultural artifacts capable of reconciling us? // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. No. 19 (374). P. 75–81. (In Russ.)

4. Ionesov V.I. Kul'tura kak organizovannyy miroporyadok: simvolicheskiye formy i metafory transformatsii / Culture as an organized world order: symbolic forms and metaphors of transformation // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2014. No. 25 (354). Р. 7–13. (In Russ.)

5. Ionesov V.I. Gumanisticheskaya priroda kul'turnogo naslediya kak resurs sovremennoy obrazovatel'noy praktiki / Humanistic nature of cultural heritage as a resource of modern educational practice // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2015. No. 2 (26). Р. 60–66. (In Russ.)

6. Ionesov V.I. O slovotvorchestve kak transformatsii kul'tury / On word creation as a transformation of culture // In the collection: Eighth Azarov readings. Library. Culture. Society. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Edited by I.Yu. Akifeva. — Samara, SGIK, 2018. P. 134–140. (In Russ.)

7. Mikhel'kevich V.N., Ionesov V.I. Kul'tura i obrazovaniye v tvorcheskoy praktike: ob'yedineniye mira cherez znaniya / Culture and Education in creative practice // V sbornike: Pedagogika tvorchestva: lichnost', znaniye, kul'tura. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (K 90-letiyu professora Valentina Nikolayevicha Mikhel'kevicha). Ed. by V.I. Ionesov. 2017. S. 382–393. (In Russ.)

Статья поступила 01.08.2023.

М.А. Пешкова (М. П.): Добрый день, Алексей! Благодарю Вас за эту встречу и готовность поделиться с читателями журнала «Вопросы культурологии» беседой о Вашем творчестве!

А.В. Давыдов (А. Д.): Добрый день, Мария! Взаимно благодарен Вам за такую возможность!

М. П.: Как художник, Вы известны в Самаре и далеко за ее пределами не только своей колоссальной работоспособностью, но в первую очередь интереснейшими и содержательными арт-проектами, многие из которых проходили в галерее «Новое пространство». С чего все началось?

А. Д.: Началось все в 2013 г. с персональной выставки в галерее «Новое пространство» «Бегущий сквозь реальность». Инициатором выступила директор галереи Светлана Викторовна Данилова. Экспозиция выставки состояла из 200 с лишним работ и включала в себя четыре абсолютно разных раздела: реалистические пейзажи и этюды, «Мандалы» — серию философских абстракций, «Маски» — серию изображений первобытных магических масок и «Сны дайвера» — серию абстрактных картин, посвященных подводному миру.

М. П.: Вы занимаетесь дайвингом?

А. Д.: Нет, я никогда не нырял с аквалангом. Вся серия создана мной по воображению на основе изучения видео и фотоматериалов и носит скорее философский характер.

М. П.: Интересно! Получается, Вы предпочитаете работать сериями?

А. Д.: Да, я выполняю серии работ, для того чтобы полнее и глубже раскрыть тему, которую я выбираю для творческого исследования.

М. П.: В 2014 г. также в галерее «Новое пространство» состоялся, наверное, один из самых громких Ваших проектов «Пещера». В чем была его суть и почему он так назывался?

А. Д.: Тема пещеры давно будоражила мое воображение как некая мифопоэтическая метафора, объединяющая в себе множество смыслов, сакральных знаний и перекрестных мотивов. Пещера как модель вселенной и как хранилище хаотической стихии, нечто внутреннее, противостоящее внешнему, одновременно место зачатия и место смерти, и дом, и могила, символ плодородия и место инициаций. «Пещера» — это интерактивный культурно-образовательный арт-проект, в котором приняли участие, помимо художников, также музыканты, хореографы, культурологи и поэты.

Для Цитирования:
Пешкова Мария Александровна, Давыдов Алексей Владимирович, Арт-проект как способ творческой коммуникации. Вопросы культурологии. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: