По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 379.85:7(470.23–25) DOI:10.33920/nik-01-1207-12

Арт-отели как часть инфраструктуры арт-туризма в Санкт-Петербурге: на пересечении бизнеса и искусства

Шкуропат Светлана Геннадьевна ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», Россия, 192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 24/1, E-mail: svesku@rambler.ru

Статья посвящена изучению явления арт-отеля как важной части инфраструктуры арт-туризма в Санкт-Петербурге, анализируется культурный потенциал города по развитию арт-туризма. Авторская типология, предложенная в статье, предлагает новый подход к изучению арт-отелей, учитывающий специфику культурной среды Санкт-Петербурга. Автор затрагивает проблему «культурных спекуляций» на интересе к арт-туризму.

Литература:

1. Гольдман И. Л. Арт-туризм как новое направление в развитии туристской индустрии Петербурга // Культура и сервис: Международный туризм как глобальная проблема современности: Сборник материалов III Межрегиональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 23 ноября 2011 г.). — СПб., 2011.

2. Губанков А. День Достоевского: интерпретация культурных брендов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. spbculture.ru/blog/article.php?video_id=7 (дата обращения 03.04.2011).

3. Литвинов В. В. Дизайн: отель, ресторан. — М.: Рудизайн, 2007. — 400 с.

4. Stone Brad It sure is n”t like motel 6 // Newsweek. — 2001. — July 13.

5. http://gov.spb.ru/culture (дата обращения 29.03.2012).

6. http://www.silverhotel.ru (дата обращения 22.03.2012).

7. http://www.hotelrachmaninov.ru (дата обращения 12.03.2012).

8. http://loftprojectetagi.ru/about(дата обращения 17.02.2012).

9. http://www.trezzini-hotel.com (дата обращения 20.03.2012).

10. http://www.rha.ru (дата обращения 11.04.2012).

Статья поступила 28.04.2012 г.

Арт-туризм, сегодня его часто еще называют художественным туризмом, получил свое развитие за рубежом в ХХ в. В России он стал развиваться не так давно, и, безусловно, сегодня это новое и перспективное направление индустрии развлечений. По мнению исследователя И. Л. Гольдман, «будучи относительно новым, но очень перспективным направлением, арт-туризм (или “художественный туризм”) может стать одним из ведущих в туристической отрасли Петербурга, в частности в развитии внутреннего и въездного туризма. …Он предполагает интеллектуальный отдых, т. е. совмещение приятного с полезным, целенаправленное посещение различных арт-мероприятий и событий, а именно: биеннале современного искусства, крупных художественных и фотовыставок, театральных премьер, кинофестивалей» [1. С. 92].

Действительно, арт-туризм возник на пересечении культурно-познавательного и событийного туризма, но, имея с ними общие черты, он обладает собственной спецификой. И в первую очередь это связано со специализацией персонала и спецификой оказания услуг. Например, как ответ на специфические запросы арт-туристов, появились арт-гиды, а в специализированных арт-отелях наряду с типовым набором гостиничных услуг предлагаются услуги арт-экспертизы и т. п. Да и сама организация досуга гостей связана с арт-мероприятиями: выставками, театральными и концертными постановками, мастер-классами.

У Санкт-Петербурга есть все шансы стать одним из центров развития арт-туризма, ибо город обладает необходимым культурным потенциалом. Кроме того, арт-туризм может помочь решить проблему сезонности туризма в Санкт-Петербурге. И здесь очень важная роль должна принадлежать Комитету по культуре и Комитету по туризму при правительстве Санкт-Петербурга, вокруг которых должны интегрироваться участники данного направления.

Сегодня Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга занимает активную позицию по продвижению Санкт-Петербурга за счет использования культурного потенциала северной столицы, во многом продолжая начатую предыдущей администрацией деятельность в отношении культуры как стратегического ресурса развития города: «Культура может и должна стать мощным фактором стимулирования экономики. Это мощный резерв для инноваций и развития территорий. Необходима демонстрация возможностей культуры как средства повышения инвестиционной привлекательности» [2]. Поэтому в контексте развития арт-туризма так необходимо создание программ сотрудничества городская администрация — учреждения культуры (музеи, театры, выставочные объединения и др.) — бизнес (турфирмы, концертные агентства, арт-галереи, аукционные дома, арт-эксперты, отели).

Если обратиться к информации правительства Санкт-Петербурга, то на сегодняшний день только в программе культурных мероприятий в Санкт-Петербурге на 2012 г., без учета детских представлений, можно выделить события — аттракторы развития арт-туризма в Санкт-Петербурге [5].

Музыкальные мероприятия — включают в себя порядка 40 конкурсов и фестивалей классической, джазовой, электронной музыки, авторской песни. Среди наиболее значимых можно выделить: XX Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»; X Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга».

Театральные мероприятия включают в себя порядка 10 значимых мероприятий, среди которых: XXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»; XVIII Фестиваль номинантов Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Кинофестивали включают в себя порядка девяти значимых мероприятий, среди которых: XX Российский государственный кинофестиваль «Виват, кино России!»; Международный кинофестиваль документальных, короткометражных, игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку».

Танцевальные фестивали включают в себя порядка семи значимых мероприятий, среди которых можно выделить: XII Международный фестиваль балета «Мариинский»; XI Международный фестиваль балета Dance Open.

Из других культурных мероприятий, популярных у туристов, следует выделить V Международный конкурс-фестиваль «Императорские сады России»; VI Международный фестиваль электронного искусства «Электро-механика».

Таким образом, из запланированных культурных мероприятий в Санкт-Петербурге на 2012 г. по количеству лидируют музыкальные. На второе место можно поставить театральные и кинофестивали и конкурсы, на третье — танцевальные.

Также сегодня в Санкт-Петербурге формируется соответствующая инфраструктура, учитывающая специфические потребности арт-туристов. Но надо заметить, что понятия «арт-тур», «арт-отель» терминологически не устоялись. Явление арт-отеля еще требует изучения, однако исследование локального петербургского гостиничного рынка позволяет выделить ряд типов арт-отелей, учитывающих особенности культурного пространства Санкт-Петербурга.

- «Century-отели» — это отели, воссоздающие историко-культурную обстановку эпохи. Очень часто это небольшие отели, предлагающие своим гостям окунуться в атмосферу старого Петербурга. Появление такого типа отелей во многом связано со спецификой гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга. Так, в начале 1990-х гг. стали открываться небольшие гостиницы с номерным фондом от четырех номеров. Открывались они часто в выкупленных квартирах, на этажах обычных жилых домов, но зато в историческом центре города, что, несомненно, было привлекательно для многих туристов. В результате на гостиничном рынке Санкт-Петербурга появились такие отели, как «Серебряный век», «Рахманинов» и т. п. Ярким примером является мини-отель «Серебряный век». В его интерьере используются подлинные старинные предметы обихода, книги, журналы, мебель, пожелтевшие фотографии. Все это погружает гостей в эпоху Серебряного века, в изящный мир поэтов и поэзии. Таким образом, «гостям предлагается стать горожанином начала ХХ века, обитателем петербургского доходного дома рубежа XIX и XX вв. А сам мини-отель позиционируется как своеобразная машина времени» [7]. Как пример другого century hotel возьмем отель «Рахманинов». Открытый в доме, где когда-то была квартира Сергея Рахманинова, в качестве акцента его владельцы выбрали музыкальное направление. В отеле работает музыкальный салон, устраиваются вечера музыки. Особенной популярностью пользуются вечера романса, среди исполнителей такие мэтры романса, как Нина Мещанинова. Авторам концепции удалось соединить атмосферу Серебряного века с музейной атмосферой и с домашним уютом петербургского дома. В интерьере используются антикварные вещи, а также объекты современного искусства и фотографии. Таким образом, отель превращен в эксклюзивный арт-объект и музей. У музея-гостиницы есть и своя фотогалерея — «Рахманинов Дворик» [5]. В качестве дополнительной арт-услуги для ценителей искусства в отеле предлагаются эксклюзивные туры с посещением мастерских художников и возможностью приобретения произведений искусства. Для желающих возможен выезд в Финляндию в коттеджный поселок, где можно взять уроки живописи в мастер-классе. Кроме того, отель предлагает услуги арт-экспертизы для коллекционеров.

- Лофт-отель. Цель создания лофт-проекта — формирование «многофункционального арт-пространства». Отель при лофте — это часть его арт-пространства, такого типа отели в Санкт-Петербурге пока немногочисленны, но можно назвать хостелы при лофт-проектах «Этажи» и «Иволга». Гости лофт-отеля получают широкий спектр услуг — помимо проживания, это возможность посетить лекции и workshop, поесть в кафе, посетить выставки, купить книги, поучаствовать в различных акциях [8]. Таким образом, гости становятся участниками арт-мероприятий. По мнению И. Л. Гольдман, «появление в Петербурге подобных отелей при арт-галереях, лофтах позволит главным образом развить въездной арт-туризм и расширить представления о функциональных возможностях современных арт-институций, способных предложить интересные арт-маршруты» [1. С. 93].

- Бутик-отель — это еще один тип арт-отеля, его часто называют «сценографическим отелем». Это понятие возникло по аналогии с магазином — бутик, где продаются эксклюзивные вещи. Появление бутик-отелей в 1960-е гг. произвело революцию в отельном бизнесе. «Бутик-отель изменил индустрию путешествий, введя театральный дизайн, звездный статус и высокие цены за проживание» [4. Р. 43]. «Целостный образ среды отеля складывается из множества вариаций темы, определенной в специально подготовленном либретто (совсем как в театре). В каждом таком отеле до мелочей продумывается единое сценографическое решение. Все подчиняется ему: архитектурная планировка здания, дизайн холлов, коридоров, лифтов и каждого номера. Цвет, освещение, фактура отделочных материалов, предметы мебели и звуковое оформление детально подобраны и гармоничны в нюансных или, напротив, в контрастных сочетаниях. Образ отельного спектакля, часть его сценографии, придуманный дизайнером-режиссером проекта — часто персона с культовым публичным имиджем. В отличие от театра пространство здесь формируется не бутафорской декорацией, а самыми настоящими и далеко не дешевыми вещами» [3. С. 25]. В России бутик-отели появились в середине 2000-х гг. Пока они не столь многочисленны. Среди наиболее ярких примеров можно назвать отель Radisson Sonya Hotel в СПб. Собственно, он совсем недавно пополнил семью отелей Radisson Blu. Изначально он строился для Reval Hotels и задумывался как отель, петербургский по духу, ибо создавался как сценография романа «Преступление и наказание» в честь главной героини романа Сони Мармеладовой. Задачей дизайнера было воссоздать «эмоциональное пространство», где обстановка созвучна эмоциям гостя.

Культурное наследие города влияет на то, что в Санкт-Петербурге получило развитие направление бутик-отелей, предлагающих живую арт-среду. Среди таких отелей можно назвать отель Trezzini, названный в честь первого главного архитектора Санкт-Петербурга, благодаря творчеству которого начал формироваться облик северной столицы как истинно европейского города. «Авторы проекта позиционируют его не только как место проживания своих гостей, но и как место пропаганды творчества современных художников, архитекторов, музыкантов и литераторов, среди которых много друзей и гостей отеля из Санкт-Петербурга, а также из других городов и стран. В отеле проходит множество различных выставок и концертов» [9]. Отель создавался как отель для людей искусства, поэтому изначально предполагалась активная творческая составляющая, организация выставок, театральных постановок, мероприятий, связанных с пропагандой искусства.

Сегодня арт-отель становится площадкой, на которой пересекаются бизнес и искусство. Относительная молодость этого явления и на Западе, и в России делает исследование этого феномена актуальным, кроме того, существует целый пласт проблем, связанный с отсутствием четкого понимания, что такое арт-отель и что конкретно должно стоять за понятием «арт-тур». В учебниках этот тип туризма не рассматривается — есть культурно-познавательный, деловой, оздоровительный, сельский и т. п., а арт-туризма нет. Складывается парадоксальная ситуация, когда явление существует на рынке, но не зафиксировано в научной и учебной литературе. И это не первый случай в России. Аналогичная история произошла в свое время с мини-отелями, которые появились в начале 1990-х гг., а их деятельность получила нормативно-правовое обеспечение только через двадцать лет. В частности, только в 2011 г. вышел соответствующий приказ Минспорттуризма № 35 от 25 января 2011 г. о введении новой системы классификации объектов туристской индустрии, где впервые на нормативном уровне было дано определение понятию « мини-отель» [10]. Таких примеров может быть множество. Например, сегодня в России развиваются автотуризм, караванинг, и здесь те же, схожие проблемы. Только из-за понятийной неопределенности, в частности на туристском рынке Санкт-Петербурга, появляются отели, явно спекулирующие на интересе к арт-туризму. Своего рода это проявление «отельного китча», где за модной вывеской «арт-отель», «бутик-отель» скрываются совершенно обычные интерьеры. Аналогичная ситуация складывается с обращением к именам великих и знаменитых артистов, художников, музыкантов или героев литературных произведений. Увы, часто мы наблюдаем ситуацию «культурных спекуляций» со стороны бизнеса.

Развитие сектора мини-отелей в исторической черте Санкт-Петербурга во многом определило становление арт-отелей как элемента инфраструктуры арт-туризма в нашем городе. Развиваясь в одном ключе с общемировыми тенденциями, они имеют свои особенности и тесно связаны со спецификой Петербурга как туристического и культурного центра. При этом арт-отели, несомненно, работают на повышение привлекательного имиджа Санкт-Петербурга, а значит, вносят свой вклад в продвижение Санкт-Петербурга на мировом туристическом рынке и являются необходимой составляющей инфраструктуры арт-туризма. Кроме того, арт-отели расширяют и городское арт-пространство. И, возможно, незаметно для нас, становятся новым современным типом арт-институции.

Язык статьи:
Действия с выбранными: