По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 665.775

Армированная битумно-полимерная мастика. Особенности формирования структуры

М. А. Высоцкая канд. техн. наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород
С. Ю. Шеховцова канд. техн. наук, ассистент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва

В работе рассмотрена возможность сокращения и/или замены дорогостоящих компонентов мастик на более доступные аналоги без ухудшения свойств композиции. Изложены вариативные воздействия компонентных минеральных составляющих на показатели качества мастики.

Литература:

1. Зельманович Я.И. Состояние рынка мягких кровельных и гидроизоляционных материалов в России в 2009–2010 гг. // Строительные материалы. – 2011. – № 3. – С. 63–67.

2. Барабаш Д.Е, Волков В.В. Гидрофильные герметики для автомобильных дорог и аэродромов // Строительные материалы. – 2011. – № 10. – С. 55–58.

3. Рыбкин Ю.Ю. Битумно-полимерные мастики Tytan Professional: качественная гидроизоляция от ведущего международного производителя строительных материалов Selena Group // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI. – 2013. – № 3. – С. 14–18.

4. Khakimullin Y.N. Yarulin R.S. Thermal and radioactive aging of application rubber and rubberbitumen composition // Inter. Conf. «Strength, durability and stability of materials end structures». – Panevezys. Lietuva, 1999. – P. 345–350.

5. Lin Y., Meziani M.J., Sun Y.P. Innovative materials based // Materials Chemical. – 2007. – № 17. – Р. 1143.

6. Хозин В.Г., Низамов Р.К. Полимерные нанокомпозиты строительного назначения // Строительные материалы. – 2009. – № 8. – С. 32–35.

7. Аюпов Д.А., Мурафа А.В. Модифицированные битумные вяжущие строительного назначения // Строительные материалы. – 2009. – № 8. – С. 50–51.

8. Гохман Л.М., Гурарий Е.М., Давыдова А.Р., Давыдова К.И. Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства. – М., 2002. (Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор; Вып. 4).

9. Алдошин С.М. Бадамшина Э.Р., Каблов Е.Н. Полимерные нанокомпозиты – новое поколение полимерных материалов с повышенными эксплуатационными характеристиками // тр. Международного форума по нанотехнологиям «Rusnanotech – 08». Москва, 3–5 декабря. – 2008. – Т. 1. – С. 385–386.

10. ОДМ 218.2.003-2007. Рекомендации по использованию полимерно-битумных вяжущих материалов на основе блоксополимеров типа СБС при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. 01.02.2007 № ОБ-29-р.

11. Озерин А.Н. Наноструктуры в полимерах: получение, структура, свойства // Проблемы и достижения физико-химической и инженерной науки в области наноматериалов: тр. VII сессии. – М., 2002. – Т. 1. – С. 185–204.

12. Прокопец В.С. Битумные композиции с добавкой агрегатов наночастиц // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. – 2012. – № 5. – С. 16–17.

13. Высоцкая М.А., Кузнецов Д.А., Русина С.Ю. Наноструктурированное полимернобитумное вяжущее для дорожно-строительной индустрии // Инновации в науке: материалы ХII международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (17 октября 2012 г.); под ред. Я.А. Полонского. – Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – С. 27–31.

14. Патент РФ 20123312640/03, 27.10.2013. Высоцкая М.А., Русина С.Ю., Кузнецов Д.А. и др. Полимерно-битумное вяжущее и способ его получения // Патент России № 2496812. 2013.

15. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия. Введ. 01.01.91. – М.: Изд-во стандартов, 1996. – 5 с.

16. ГОСТ 52129-2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия. Введ. 27.06.2003. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 20 с.

17. Гуреев А.А., Лакомых А.В, Самсонов М.В Полиэтиленгудроновые вяжущие – инновационный материал для дорожного строительства // Сборник трудов научнопрактической конференции, посвященной 50-летию образования битумной лаборатории РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. – 2003. – С. 21–29.

18. Гусев А.Д. Петухова Н.А., Карпухин Г.А. К вопросу переработки изношенных автомобильных шин // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2014. – № 6. – С. 11–14.

19. Пыкин А.А., Лукутцова Н.П., Калугин А.А., Мелешкевич В.И. Влияние органоминеральных наномодификаторов на основе шунгита на структуру и прочность керамического камня // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2015. – № 1. – С. 50–55.

20. Высоцкая М.А., Русина С.Ю., Кузнецов Д.А., Федоров М.Ю. Удивительный шунгит // Оценка рисков и безопасность в строительстве. Новое качество и надежность строительных материалов и конструкций на основе высоких технологий: сборник научных трудов Института строительства и архитектуры МГСУ (Вып. 4): научные труды Международной молодежной конференции. ФГБОУ ВПО «Моск. Гос. Строит. ун-т». – М.: МГСУ, 2012. – 390 с.

21. Marina Vysotskaya, Rusina Svetlana Die Strukturierung des Bitumens in den Binären Systemen // Science and Education: materials of the II international and practice conference, Vol. I, Munich, December 18–19, 2012 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg–Munich–Germany, 2012. – P. 147–150.

22. Большая энциклопедия / гл. ред. С.А. Кондратов; редкол.: Г.В. Кожевников и др. – в 62 т., Т. 59. Шаури – Эвергет. – М.: ТЕРРА, 2006. – 590 с.

Для долгосрочной работы конструкционных материалов во влажной и агрессивной среде необходима их надежная гидроизоляционная и антикоррозийная защита, осуществляемая, в том числе, посредством битумно-полимерных мастик. Подавляющее большинство материалов строительных конструкций имеет пористую структуру, довольно хорошо пропускающую и впитывающую воду, что является существенным недостатком. Заполнившая поры влага – одна из основных причин разрушения фундаментов и других конструктивных элементов, не обработанных гидроизолирующими материалами. Таким образом, гидроизоляция играет важную роль в обеспечение бездефектной работы всего сооружения в течение всего эксплуатационного срока.

В настоящее время в РФ гидроизолирующая продукция представлена широким спектром [1–22], однако надежный гарантированный результат можно получить лишь тогда, когда обеспечиваются правильный подбор материалов и строгое соблюдение технологии производства работ.

Для устройства защитных покрытий широко применяются материалы, в основе которых лежат полимеры [6–10], в частности низкомолекулярные термоэластопласты, относящиеся к классу стирол-бутадиен-стирол (СБС). К сожалению, в композициях, приготовленных с использованием полимера, как основного модифицирующего компонента, для обеспечения долгосрочной работы конструктива требуется значительное его содержание, иначе не обеспечиваются необходимые эксплуатационные показатели строительного объекта, а это приводит к удорожанию продукции.

Мастики должны обладать стабильными физико-механическими показателями в течение всего периода эксплуатации в интервале рабочих температур; быть однородными – без видимых посторонних включений, примесей и частиц наполнителя или антисептика, не покрытых вяжущим; быть удобонаносимыми, при изготовлении не выделять в окружающую среду вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации. Основным эксплуатационным недостатком предлагаемых современных мастик является хрупкость при отрицательной температуре.

Для Цитирования:
М. А. Высоцкая, С. Ю. Шеховцова, Армированная битумно-полимерная мастика. Особенности формирования структуры. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала