Статья поступила 15.12.2015 г.
Типологические характеристики женских образов, выделяемые на основе доминантных ценностей и свойств каждого типа, неоднократно рассматривались исследователями русской культуры. «Образ нежно любящей женщины», женщины с «демоническим характером, смело разрушающей все условности созданного мужчинами мира» и «женщины-героини» [5. С. 57] обозначены Ю. Лотманом в виде модели трех женских типов — «традиционного», «героического», «демонического». Так же их обозначает и В. Кардапольцева [3]. Основываясь на предложенной типологической триаде, мы уточняем три базовых условных типа, опираясь на античную персонификацию типов: традиционный («деметрианский»), основу которого составляют функции продолжения рода и сохранения домашнего очага; героический (тип девы-воительницы, амазонки), характеризующийся активным деятельностным началом и стремлением к самореализации вне семейно-домашнего круга; демонически-роковой («венерианский») [10. С. 19–24]. В основе этой классификации (подчеркнём, достаточно условной) лежат психолого-деятельностные особенности репрезентации каждого типа, которые, в свою очередь, в своём генезисе восходят к архаическим коллективным представлениям о женских ролях, закрепленным впоследствии в разных национальных культурах.
Мифологические стереотипы, опирающиеся на указанные архетипические модели и лежащие в основе функционирования женских образов в художественной культуре, в первое постреволюционное десятилетие в России трансформировались в процессе «вторичной семиотизации» в систему мифов-идеологем, которые к концу 1920-х гг. закрепились в качестве фреймов в массовой культуре. В то же время под слоем этих изменений особенно четко выявляются неизменные, базовые, вневременные характеристики женского архетипа.
Процесс создания «эгалитарной братской героики» [1. С. 743] в постреволюционное десятилетие сопровождается реанимацией мифологического содержания женских образов с использованием античных и библейских мотивов, среди которых доминирующее место занимали типы Матери («деметрианский») и Девы-воительницы («героический»), отодвинувшие на второй план «венерианский» тип, достаточно ярко представленный в образах «femme fatale» Серебряного века.