По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Архетипические модели художественной репрезентации женских типов в русской массовой культуре 1920-х годов

Хлопонина Ольга Олеговна АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5/1, E-mail: hloponinaolga@gmail.com

В статье рассматриваются особенности репрезентации женских типов в русской художественной культуре 1920х годов в контексте процесса ремифологизации. Опираясь на условную типологическую классификацию, восходящую к архаическим коллективным представлениям о женских стереотипах, автор прослеживает процесс «вторичной семиотизации» мифов-идеологем, закрепившихся преимущественно в массовой культуре обозначенного периода, в частности в изобразительном искусстве и кинематографе. Отвечая основным потребностям новой системы — производству и воспроизводству, наиболее востребованными в массовой культуре становятся «деметрианский» и «героический» типы, замещающие друг друга. Трансформация мифотипов в новых женских образах в искусстве происходит с опорой на архетипические символы, включенные в контекст социальной мифологии новой идеологической парадигмы.

Литература:

1. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. — СПб.: Академический проект, 2000. — С. 743–784.

2. Зоркая Н.М. Брак втроем — советская версия // Искусство кино. — 1997. — № 5. — С. 89–97.

3. Кардапольцева В.Н. Женские лики России. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. — 160 с.

4. Коллонтай А.М. Свобода и любовь. — М.: Алгоритм, 2014. — 303 с.

5. Лавренев Б.А. Гравюра на дереве. — М.: Художественная литература, 1980. — 544 с.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX в. — СПб.: Искусство, 1994. — 670 с.

7. Пирожкова А.Н. Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле — и не только о нем. — М.: АСТ, 2014. — 608 с.

8. Налоги и работница // Работница. — 1932. — № 10.

9. В помощь работнице // Работница. — 1923. — № 1.

10. Хлопонина О.О. Женский мир в русской культуре рубежа XIX–XX веков: типологические характеристики и художественная репрезентация // Вестник ВятГГУ. — 2014. — № 7. — С. 19–24.

Статья поступила 15.12.2015 г.

Типологические характеристики женских образов, выделяемые на основе доминантных ценностей и свойств каждого типа, неоднократно рассматривались исследователями русской культуры. «Образ нежно любящей женщины», женщины с «демоническим характером, смело разрушающей все условности созданного мужчинами мира» и «женщины-героини» [5. С. 57] обозначены Ю. Лотманом в виде модели трех женских типов — «традиционного», «героического», «демонического». Так же их обозначает и В. Кардапольцева [3]. Основываясь на предложенной типологической триаде, мы уточняем три базовых условных типа, опираясь на античную персонификацию типов: традиционный («деметрианский»), основу которого составляют функции продолжения рода и сохранения домашнего очага; героический (тип девы-воительницы, амазонки), характеризующийся активным деятельностным началом и стремлением к самореализации вне семейно-домашнего круга; демонически-роковой («венерианский») [10. С. 19–24]. В основе этой классификации (подчеркнём, достаточно условной) лежат психолого-деятельностные особенности репрезентации каждого типа, которые, в свою очередь, в своём генезисе восходят к архаическим коллективным представлениям о женских ролях, закрепленным впоследствии в разных национальных культурах.

Мифологические стереотипы, опирающиеся на указанные архетипические модели и лежащие в основе функционирования женских образов в художественной культуре, в первое постреволюционное десятилетие в России трансформировались в процессе «вторичной семиотизации» в систему мифов-идеологем, которые к концу 1920-х гг. закрепились в качестве фреймов в массовой культуре. В то же время под слоем этих изменений особенно четко выявляются неизменные, базовые, вневременные характеристики женского архетипа.

Процесс создания «эгалитарной братской героики» [1. С. 743] в постреволюционное десятилетие сопровождается реанимацией мифологического содержания женских образов с использованием античных и библейских мотивов, среди которых доминирующее место занимали типы Матери («деметрианский») и Девы-воительницы («героический»), отодвинувшие на второй план «венерианский» тип, достаточно ярко представленный в образах «femme fatale» Серебряного века.

Для Цитирования:
Хлопонина Ольга Олеговна, Архетипические модели художественной репрезентации женских типов в русской массовой культуре 1920-х годов. Вопросы культурологии. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: