По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.013; 069.02:93/99

Археологический музей Гурукул: путь к основанию крупнейшего музея в Харьяне, Индия

Адити Манн Vivekananda Institute of Professional Studies, аффилированный с Университетом Гуру Гобинд Сингх Индрапрастха, Нью-Дели, Питампура, Дели

Культурное наследие и его охрана традиционно воспринимаются как сфера, регулируемая государством и законодательством. Исторические артефакты, такие как монеты, скульптуры, памятники, рукописи и другие реликвии, считаются важными элементами, дающими ключ к пониманию социальной структуры и культурного развития региона. Сохранение этих исторических ценностей является фундаментальной обязанностью каждого гражданина. Настоящая работа выходит за рамки государственных практик сохранения наследия и стремится исследовать традиции защиты исторического наследия вне институциональных структур. Исследование основано на биографии борца за свободу, учителя, антиквара и куратора, уделяя особое внимание его пути к созданию одного из крупнейших музеев в северной части Индийского субконтинента.

Литература:

1. Banerjea, J.N. 1985. The Development of Hindu Iconography. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers.

2. Champakalakshmi, R. 2001. The Hindu Temple. New Delhi: Roli Books.

3. Chandra, P. 1975. The Study of Indian Temple Architecture: Papers Presented at a seminar Held in Varanasi in 1967. Bombay: American Institute of Indian Studies.

4. Coomaraswamy, A.K. 1969. Introduction to Indian Art. Delhi: Munshiram Manoharlal Publications.

5. Cunningham, A. 1871. Four Reports Made During the Years 1862-63-64-65. Archaeological Survey Report I. New Delhi: Archaeological Survey of India.

6. Davis, R. 1977. Lives of Indian Images. Princeton: Princeton University Press.

7. Guha-Thakutra, T. 2004. Monuments, Objects and Histories. Ranikhet: Permanent Black.

8. Handa, D. 2006. Sculptures of Haryana. Shimla: Indian Institute of Advanced Study.

9. Kramrisch, S. 1976. The Hindu Temple, Vol. 1 and 2. New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers.

10. Krishna, B. 1989. The Art under the Gurjara-Pratiharas. New Delhi: Harman Publishing House.

11. Lahiri, N. and U. Singh. 2006. In the Shadow of New Delhi: Understanding the Landscape through Village Eyes. U. Singh (Ed.). Delhi- Ancient History. Pp. 212–224. New Delhi: Social Science Press.

12. Lahiri, N. 2013. Living Antiquarianism in India. A. Schnapp, L. Falkenhausen, P. Miller and T. Murray. (Eds.). World Antiquarianism: Comparative Perspectives. pp. 423–438. Los Angeles: Getty Publications.

13. Mitter, P. 1977. Much Maligned Monsters. New Delhi: Oxford University Press.

14. Sengupta, G. 2011. Raja Rajendra Lal Mitra and the Formative Years of Indian Art History. P. P. Dhar (ed.). Indian Art History. Pp. 59–67. New Delhi: D. K. Printworld and National Museum.

15. Shastri, V. 2000. Swami Omananda Saraswati- A Biography. Jhajjar: Haryana Sahitya Sansthaan.

16. Shinde, V., A. Green, N. Parmar and P. D. Sable. 2012–2013. Rakhigarhi and the Harappan Civilization: Recent Work and New Challenges. Bulletin of the Deccan College Research Institute. 72/73: 48.

17. Singh, C.P. 2003. Early Medieval Art of Haryana. Delhi: Kaushal Book Depot.

18. Singh, K. 2017. The Museum is National. India International Centre Quarterly 29 (3/4): 176–196.

19. Singh, U. 2004. The Discovery of Ancient India: Early Archaeologists and Beginnings of Archaeology. Delhi: Permanent Black.

Гурукул Арья Самадж (традиционная школа с обучением на санскрите), расположенный в округе Джхаджхар, штат Харьяна, Индия, является прежде всего образовательным учреждением, прививающим своим ученикам ведическое знание. На территории Гуркула находится отдельное здание, в котором хранится крупнейшая коллекция древностей, собранная антикваром и педагогом Свами Оманандой.

Гурукул был основан на личной земле Свами Омананды Сарасвати, который родился в деревне Нарела, неподалеку от Дели. Свами Омананда вместе со своими двумя учениками путешествовал по разным регионам Индии, собирая артефакты, которые, по его убеждению, отражают богатое историческое наследие страны.

Свами Омананда Сарасвати родился 12 марта 1911 года в зажиточной семье касты Джат (традиционно землевладельческое сословие Северной Индии) в деревне Нарела. Начальное образование он получил в родной деревне, а затем продолжил обучение в Hindu College в Дели, где сформировались его взгляды на национализм и патриотизм. В 1931 году его потрясла новость о казни Бхагата Сингха — революционера-националиста, после чего он оставил учебу и полностью посвятил себя служению стране. В этот период он познакомился со Свами Сварупанандой, последователем Арья Самадж, который прибыл в Нарелу с целью сделать эту деревню центром освободительного движения.

Очевидно, что взгляды Свами Омананды во многом сформировались под влиянием идей Арья Самадж, секты, гордившейся индийской историей, языком и культурой. Его тесная связь с этим движением сыграла решающую роль в дальнейшем развитии его взглядов и привела к активной деятельности по сохранению исторического наследия.

Музей был основан 13 февраля 1961 года в честь 46-й годовщины Гурукула. Он получил название «Haryana Praantiya Puratatva Sangrahlya» — Археологический музей региона Харьяна. К 1963 году коллекция музея насчитывала тысячи монет, печатей и оттисков, марок, скульптур, наскальных надписей, медных табличек с текстами и манускриптов.

Артефакты, такие как инструменты и оружие эпохи Хараппы, были найдены в отдаленных районах штата. Сегодня наследие Свами Омананды продолжает его ученик Ачарья Вриджананда, который является нынешним хранителем музея.

Для Цитирования:
Адити Манн, Археологический музей Гурукул: путь к основанию крупнейшего музея в Харьяне, Индия. Музей. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: