1. Исходя из основополагающего в гражданском законодательстве принципа свободы договора, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Будучи свободными в определении своих прав и обязанностей на основе договора, участники гражданских правоотношений вправе заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание того или иного условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).
В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
Правила параграфа 3 главы 34 ГК РФ о договоре аренды транспортного средства с экипажем не исключают возможности заключить такой договор между юридическим лицом, выступающим в качестве арендатора, и физическим лицом – арендодателем.
2. Нормы ГК РФ не регулируют трудовые отношения и не предусматривают особенности режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Правила ст. 329 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) и Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, далее – Положение) предусматривают особенности установления режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ (п. 2 упомянутого Положения). Соответственно, они распространяются только на водителей, являющихся работниками организации или физического лица – владельца транспортного средства. Поскольку арендатора и лицо, осуществляющее управление автомобилем (арендодателя), в настоящей ситуации связывают не трудовые, а гражданско-правовые отношения, в рамках которых арендодатель подчиняется лишь тем распоряжениям арендатора, которые касаются коммерческой эксплуатации автомобиля, арендатор не несет ответственности за соблюдение установленного законодательством режима рабочего времени и времени отдыха водителей в отношении арендодателя. Добавим, что правила гражданского законодательства не указывают, что управление автомобилем во исполнение договора аренды транспортного средства с экипажем может осуществляться только силами арендодателя, если он является физическим лицом. Напротив, из п. 2 ст. 635 ГК РФ следует, что арендодатель вправе сформировать экипаж транспортного средства из своих работников; в этом случае установленную законодательством ответственность за соблюдение режима труда и отдыха работников нес бы арендодатель.