По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94

Аппарат чиновников в традиционном Китае: особенности формирования и воспроизводства. Научно-методические материалы к дисциплине «История стран и регионов»

Гаврилова Елена Владимировна магистрант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: h-pups@mail.ru

Представлены материалы по истории Китая, связанные с особенностями формирования, развития и воспроизводства аппарата чиновников под влиянием этических норм конфуцианской морали. Рассмотрены вопросы, связанные с экзаменами, выявлявшими должностную квалификацию соискателя, объемом знаний для прохождения подобного экзамена, отмечено определение социального ранга в Китае не столько имуществом, сколько образованием, показано, что для подтверждения правомерности занимаемой должности чиновника было необходимо подтверждать свою квалификацию регулярной, раз в три года, сдачей дополнительных экзаменов. Автор также уделяет внимание соотношению даосизма и конфуцианства, вскрывая их тесную связь и единство этических оснований. Материал представляет особый интерес для тех, кто занимается подготовкой студентов в рамках курса «История стран и регионов».

Литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1988.

2. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. — М.: Наука, 1989.

3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. — СПб.: Владимир Даль, 2017.

4. Дао дэ дзин. Книга пути и благодати (сборник) / Пер. Л.Е. Померанцевой, Ян Хин-шун. — Лит. мир. Электронная библиотека. — URL: https://www.litmir.me/ br/?b=165285&p=1.

5. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. — М.: Наука, 1983.

6. Конфуций. Я верю в древность / Сост. И.И. Семененко.— М.: Республика, 1995.

7. Лао-цзы. Обрести себя в дао / Сост. И.И. Семененко. — М.: Республика, 2000.

8. Маслов А.А. Наука управления Китаем. — М.: РИПОЛ классик, 2017.

Для европейского восприятия понятия «конфуцианство» и «даосизм» обозначают фактически единое ментальное пространство китайской цивилизации. Однако при более глубоком изучении проблемы проясняются специфическая направленность и репрезентация каждого из этих философских течений в культуре Китая [1]. Если даосизм через понятие «дао» апеллирует к космологическим идеям трансцендентного существа мира и лишь в некоторых интерпретациях иногда применим к реальной жизни человека [4], то учение Конфуция, который, бесспорно, ощутил влияние идей Лао-цзы, целиком направлено на обустройство реального мира и существование человека в нем. Связь даосизма с конфуцианством является абсолютно естественной, так как основатель конфуцианства Конфуций (или Кун-цзы), живший в 551–479 годах до н.э., встречался в 517 году до н.э. (о чем сохранились исторические свидетельства) с основоположником даосизма Лао-цзы, жившим в 604–500 годах до н.э. (хотя точной даты окончания его жизни нет, что дает основания для репликации мифов о его двухсотлетней жизни). Таким образом, конфуцианство определяется в китайской философии как этико-религиозное учение, обладающее значительной долей рационализма. Соответственно, религиозность китайцев сводится и в настоящее время в большей степени к рационалистическому исполнению культа предков и соблюдению ритуально-обрядовых действий, необходимых для счастливого проживания отдельного человека, его рода и общества в целом.

Этика конфуцианства стала незыблемым фундаментом государственного управления в Китае. Основатель этой философской доктрины долгое время оставался странствующим учителем, не имеющим постоянного пристанища, поскольку его морально-этические концепции, которые он воспринял из глубин древности [7, c. 26], а затем переосмыслил и предложил к воспроизведению своим современникам, никоим образом не отвечали духу времени периода раздробленности, продлившегося с V по II век до н.э. и затронувшего историю царств Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь, Ци, Сун, Цинь, Лу, Чжоу [2].

Для Цитирования:
Гаврилова Елена Владимировна, Аппарат чиновников в традиционном Китае: особенности формирования и воспроизводства. Научно-методические материалы к дисциплине «История стран и регионов». Ученый совет. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: