По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2+008

Антропологический поворот и антропологический принцип в философии и культурологии: исторические модификации. Часть 1

Круглова Лариса Константиновна ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова», Россия, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7, E-mail: lkkruglova@gmail.com

В статье рассматриваются различные способы постановки и решения проблемы человека в истории философии и культурологии, приводятся доказательства того, что в то время как на данном этапе развития философии в ней происходит очередной антропологический поворот, в культурологии его признаки менее заметны. Исходя из того, что человек является творцом и творением культуры, автор полагает, что антропологический принцип должен стать методологической основой культурологии, определяющей её теоретическую и практическую значимость. Антропологический поворот в культурологии может создать предпосылки для совмещения антропологического поворота в философии с культурологическим, что обеспечит возможность культурантропологического поворота в гуманитаристике.

Литература:

1. Барановская С.А. Театр в культуре детства: автореф. дисс. канд. культурологии. / Барановская С.А. — СПб., 2011. — 27 с.

2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х частях. Часть 1. Под ред. И. Т. Фролова / И. Т. Фролов и др. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч 1. — М., Политиздат, 1989. — 367 с.

3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл: Фролов И.Т. [и др.]. — 4-ое изд., перераб. и доп. — М.: Культурная революция; Республика, 2007. — 623 с.

4. Дядина Е.А. Проблема человека и культуры в философии Б. П. Вышеславцева: автореф. дисс. канд. филос. наук. / Е. А. Дядина. — СПб., 2000. — 20 с.

5. Емельянов В.В. Антропологический поворот в науках о Древнем Востоке (на примере ассириологии) / В. В. Емельянов // Вопросы философии. — 2013. — № 2. — С. 136–147.

6. Зеньковский В.В. История русской философии / В. В. Зеньковский. История русской философии. — М.: Академический Проект, Раритет, 2001. — 880 с.

7. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган — М.: Мысль, 1984. — 252 с.

8. Круглова Л.К. Антропологическая философия П. Л. Лаврова: автореферат дисс. канд. филос. наук / Л. К. Круглова. — Л., 1973. — 35 с.

9. Круглова Л.К. Культурология / Л. К. Круглова. — СПб., 2008. — 693 с.; Круглова Л.К. Основы культурологии / Л. К. Круглова — СПб., 1994. — 393 с.

10. Круглова Л.К. Основы культурологи. — СПб., 1995, 1997, 1998, 2001. — 395 с.; Круглова Л.К. Культурология. — СПб., 2008. — 693 с.; Круглова Л.К. Теория культуры. Часть I. Введение в теорию культуры. — СПб., СПбГУВК, 2009. — 130 с.; Круглова Л.К. Теория культуры. Часть II. Функции и структура культуры. — СПб.: СПбГУВК, 2009. — 358 с.; Круглова Л.К. Теория культуры. Часть III. Цивилизация. Культура. Гуманизм. — СПб., СПбГУВК, 2009. — 135 с.

11. Круглова Л.К. Интегративная роль антропологического принципа в культурологии // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов: сб.статей — М.: РГГУ, 2000. — С. 295–301.

12. Круглова Л.К. Многоликость массовой культуры и дети // Тинэйджеры в современном социуме: инвариантность и лабиринты: Сборник научных трудов. — СПб.: Астерион, 2014. — 658.

13. Круглова Л.К. Корпоративная культура как вызов современности: методологический аспект // Философия культуры и культурология: вызовы и ответы. — СПб., 2007. — С. 32–42.

14. Круглова Л.К. Человекотворческий потенциал туризма // Человек познающий, Человек созидающий, Человек верующий. Сб. ст. Ред. Ю. Н. Солонин (пред. и др.). — Вестник СПбГУ. — 2009. (Спец. вып. 618 с.) — СПб.: Изд-во СПбГУ. — С. 456–469.

15. Круглова Л.К. Концепт «антропологическая структура культуры»: эвристический и методологический потенциал // Мир культуры и культурология. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Вып. II. — СПб., 2012. — С. 194–205

16. Круглова Л.К. Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 1-я, 2-я, 3-я // Вопросы культурологии. — 2016. — № 2. — С. 62–68; № 3. — С. 59–65; № 4. — С. 46–52.

17. Круглова Л.К. Антропологический принцип в культурологии как теоретико- методологическая основа культурной политики // Мир культуры и культурология. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Вып. 1. — СПб., 2011. — С. 241–256

18. Круглова Л.К. Универсальный гуманизм как принцип решения проблемы разнообразия и единства культур // Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сб. научных статей. Изд. СПбКО. — СПб. — С. 134–138.

19. Круглова Л.К. Социокультурная антропоэкология. — СПб.: СПбГУВК, 2000. — 74 с.; Круглова Л.К. ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА-ОБЩЕСТВО-КУЛЬТУРА: социокультурная антропоэкология. Монография. Гос. университет морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова. — СПб., 2013. — 118 с.

20. Круглова Л.К. Основные подходы к определению культуры // Теория культуры, часть I. Введение в теорию культуры. Изд. 2-е. — СПб., 2009. — С. 26–43.

21. Круглова Л.К. Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 3-я // Вопросы культурологии. — 2016. — № 4. — С. 46–52.

22. Круглова Л.К. Креативный потенциал культурологии как теоретической основы практического решения глобальных проблем современности // Культурологическая парадигма. Вып. 1. Познавательные возможности культурологии. — М.: Согласие, 2011. — С. 90–103.

23. Круглова Л.К. ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: PRO ET CONTRA // Семиозис и культура: интеллектуальные практики. Монография. Гл. 2. — Сыктывкар, 2013. — С. 56–63.

24. Круглова Л.К. Культурология в технических вузах: статус и престиж, теория и практика // Мир культуры и культурология. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Вып. III. — СПб., 2013. — С. 288–292.

25. Мартынов В.А. Опыт культурологии // Вопросы культурологии. — 2015. — № 3. — С. 33–45.

26. Основы государственной культурной политики. [Электронный ресурс.] URL: http://base.garant.ru/70828330/. С. 6; Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. [Электронный ресурс.] URL: http://government. ru/media/fi les/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0 qEJA9IxP7 f2 xm.pdf. С. 25.

27. Розенфельд У.Д. Философская мысль в Петербургском университете (20–50-е годы XIX в) / Автореферат дисс. канд. филос. наук. — Л., 1965. — 24 с.; Его же: О русских источниках антропологизма Н. Г. Чернышевского. Сб. статей. — Л., 1965. — 240 с.

28. Сагатовский В.Н. Сущностные силы человека // Человек: деятельность, творчество, стиль мышления / В. Н. Саготовский — Симферополь, 1987. — С. 3–13.

29. Сиргия А.С. Творчество Шри Раджниша в контексте взаимодействия культур Востока и Запада / Автореф. дисс. канд. филос. наук / А. С. Сиргия. — СПб., 2014. — 24 с.

30. Фейербах Л. Избр. философские произведения. В 2 т. Т.I / Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 502 c.

31. Чернышевский Н.Г. Избр. фил. произв. — в 3 т. Т. 3 / Н. Г. Чернышевский. — М.: Политиздат, 1951. — 916 с.

32. Шановский В.К. Диалектика сущностных сил человека / В. К. Шановский. — Киев: Вища школа, 1985. — 171 с.

Статья поступила 16.06.2016 г

Антропологический поворот в философии — сюжет повторяющийся.

О культурологии этого сказать нельзя, поскольку это очень молодая наука, здесь дело ещё не дошло до повторения чего бы то ни было. В связи с этим целью данной статьи являются поиски ответов на три группы вопросов. Первая из них включает в себя вопросы о том, каковы предпосылки нового антропологического поворота в философии и, если они есть, каковы могут быть его особенности по сравнению с предыдущими антропологическими поворотами. Вторая группа вопросов, которым посвящается данная статья, включает в себя вопросы о том, состоялся ли антропологический поворот в культурологии хоть единожды ,и если да, то какие результаты он уже принес и каковы его дальнейшие перспективы, а если нет, то есть ли необходимость и возможность его осуществления.

И, наконец, третья группа вопросов, на которые предполагается ответ в данной работе, включает в себя вопросы о том, имеется ли связь между антропологическими поворотами в философии и культурологии, и что дает установление этой связи и для философии и для культурологии.

Как известно, первый антропологический поворот в истории философии связан с софистами и Сократом, которые, в отличие от космологизма ранней греческой философии, сосредоточили своё внимание на проблеме человека. Представляется, что есть основания считать софистов родоначальниками антропологического принципа в философии. Суть его выражена в известном положении, сформулированным Пифагором (490–420 годы до н. э.): «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют». Сократ (ок. 470–399 г.г. до н. э.), который сначала был учеником софистов, а потом их критиком, тем не менее, являлся их продолжателем в главном — в философском осмыслении человека. Направление его поисков выражено в его любимом изречении: «Познай самого себя», которое было написано на стене храма Аполлона в Дельфах.

Для Цитирования:
Круглова Лариса Константиновна, Антропологический поворот и антропологический принцип в философии и культурологии: исторические модификации. Часть 1. Вопросы культурологии. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: