Статья поступила 16.06.2016 г
Антропологический поворот в философии — сюжет повторяющийся.
О культурологии этого сказать нельзя, поскольку это очень молодая наука, здесь дело ещё не дошло до повторения чего бы то ни было. В связи с этим целью данной статьи являются поиски ответов на три группы вопросов. Первая из них включает в себя вопросы о том, каковы предпосылки нового антропологического поворота в философии и, если они есть, каковы могут быть его особенности по сравнению с предыдущими антропологическими поворотами. Вторая группа вопросов, которым посвящается данная статья, включает в себя вопросы о том, состоялся ли антропологический поворот в культурологии хоть единожды ,и если да, то какие результаты он уже принес и каковы его дальнейшие перспективы, а если нет, то есть ли необходимость и возможность его осуществления.
И, наконец, третья группа вопросов, на которые предполагается ответ в данной работе, включает в себя вопросы о том, имеется ли связь между антропологическими поворотами в философии и культурологии, и что дает установление этой связи и для философии и для культурологии.
Как известно, первый антропологический поворот в истории философии связан с софистами и Сократом, которые, в отличие от космологизма ранней греческой философии, сосредоточили своё внимание на проблеме человека. Представляется, что есть основания считать софистов родоначальниками антропологического принципа в философии. Суть его выражена в известном положении, сформулированным Пифагором (490–420 годы до н. э.): «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют». Сократ (ок. 470–399 г.г. до н. э.), который сначала был учеником софистов, а потом их критиком, тем не менее, являлся их продолжателем в главном — в философском осмыслении человека. Направление его поисков выражено в его любимом изречении: «Познай самого себя», которое было написано на стене храма Аполлона в Дельфах.