Статья поступила 29.07.2024.
Литература русского зарубежья представляет собой уникальный свод текстов, авторы которых, оказавшись в длительной эмиграции, пытались осмыслить глубинные процессы, происходящие с лишенным родной почвы человеком. ХХ в. с его революциями, мировыми войнами, политическими репрессиями породил несколько волн эмиграции, в том числе и литературной. Авторская оптика каждого из писателей русского зарубежья — от Ивана Бунина до Александра Зиновьева — придавала изображению новой реальности, в которой они оказались, свое неповторимое очертание, свою художественную и философскую расцветку.
Представитель младшего, получившего определение «незамеченного» поколения писателей первой волны русской эмиграции Гайто Газданов (1903–1971) справедливо считается художником, чьи произведения основаны на характерном для философии экзистенциализма восприятии мира и человека. Базирующееся на выработанном еще С. Кьеркегором понимании уникальности бытия человека и критике рационализма, это философское учение стало определяющим общественное сознание и искусство ХХ в.; наиболее яркое литературное воплощение — как атеистический экзистенциализм — оно получило в сочинениях французских писателей, прежде всего А. Камю и Ж.-П. Сартра, который, в свою очередь, считал предшественником экзистенциализма в литературе Ф.М. Достоевского.
Проявления фундаментальной связи творчества Г. Газданова с экзистенциализмом в той или иной мере анализируются во многих работах отечественных и зарубежных исследователей (Л. Диенеш, С. Кабалоти, С. Кибальник, С. Никоненко, О. Орлова, Е. Проскурина, Л. Сыроватко, Р. Тотров и др.). В частности, глубинную связь со взглядами Ж.-П. Сартра и А. Камю, выраженную в преодолении абсурдности ведущего к смерти существования героя, отмечал уже в монографии 1982 г. американский исследователь Ласло Диенеш [12], а следом за ним подчеркивал Р.Х. Тотров в статье 1990 г., сопровождавшей одну из первых в отечественном книгоиздании публикаций произведений Газданова [9]. В 2011 г. вышла в свет монография С.А. Кибальника «Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе» [4], в которой на обширном материале с выявлением интертекстуальных связей исследуется проблема преемственности концепций человека Г. Газданова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.; пристальное внимание данной проблеме уделено и в целом ряде диссертаций по творчеству писателя, в частности в работе В. Жердевой «Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей “незамеченного поколения” русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов)» [2]. В последние годы интерес к осмыслению философских основ художественного мира писателя также достаточно высок, что подтверждается, в частности, содержанием ряда докладов Международной научной конференции «Гайто Газданов и Борис Поплавский: к 120-летию со дня рождения писателей», прошедшей 6–7 декабря 2023 г. в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына (Т. Батыр и др.).