По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2410-04

Антропологические маркеры экзистенциальной образности романов Гайто Газданова 1930-х годов «Ночные дороги» и «История одного путешествия»

Пронин Александр Алексеевич Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, 010008, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2, E-mail: prozin1959@gmail.com, ORCID: 0000-000-8606-2867
Хмара Игорь Владимирович АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, E-mail: hmig1@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8514-9941

В статье рассматривается проблема экзистенциальной образности романов Гайто Газданова 1930-х гг. «Ночные дороги» и «История одного путешествия» в аспекте антропологических характеристик формирования системы персонажей; намечается перспектива их анализа в контексте изучения литературы эмиграции (в частности, «социологических романов» А. Зиновьева). Выявление значимых для выражения точки зрения автора и героя-нарратора гастрономических маркеров позволяет уточнить ключевые характеристики и соположение статичных и подвижных фигур, образующих мир романов. В результате анализа текстов делается вывод об эффективности использования гастрономических маркеров в качестве художественного средства создания экзистенциальной образности романов «Ночные дороги» и «История одного путешествия».

Литература:

1. Газданов Г. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Эллис Лак, 2009.

2. Жердева В. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М.: МГПУ, 1999. — 16 с.

3. Зиновьев А. Гомо советикус. Государственный жених. — М.: Канон+, РООИ, 2024. — 360 с.

4. Кибальник С.А. Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе. — СПб.: Петрополис, 2011. — 412 с.

5. Орлова О.М. Проблема автобиографичности в творческой эволюции Гайто Газданова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М.: МГУ, 2005. — 16 c.

6. Пономарев Е. Homo postsoveticus. Творчество Александра Зиновьева вчера и сегодня // Звезда. — 1999. — № 7. — C. 185–192.

7. Проскурина Е.Н. Автор, герой, нарратив в «русских» романах Г. Газданова // Критика и семиотика. — М., 2007. — Вып. 11. — С. 204–220.

8. Савельева В.В. Художественная антропология: монография. — Алматы: АГУ им. Абая, 1999. — 281 с.

9. Султанов К.К. Между злободневным и трансцендентным. Гайто Газданов: от автобиографизма к метанарративности // Вопросы литературы. — 2022. — № 2. — С. 13–39.

10. Тотров Р. Между нищетой и солнцем / Г. Газданов. Вечер у Клэр. Романы. — Владикавказ: Ир, 1990. — С. 523–542.

11. Тюпа В.И. Литература и тайна творчества // Вопросы литературы. — 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://voplit.ru/2024/06/06/literatura-i-tajna-tvorchestva/ (дата обращения: 08.07.2024).

12. Шалинова М.А., Горюнов В.В. Художественная антропология Гайто Газданова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. — 2018. — Т. 4 (70), № 3. — С. 131–150.

13. Dienes L. Russian Literature in Exile — The life and work of Gajto Gazdanov. — München Verlag Otto Sagner, 1982. — 224 p.

1. Gazdanov G. Sobranie sochinenii: v 5 t. — Moscow: Ellis Lak, 2009.

2. Zherdeva V. Ekzistentsial’nye motivy v tvorchestve pisatelei «nezamechennogo pokoleniya» russkoi emigratsii (B. Poplavskii, G. Gazdanov): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. — M.: MGPU, 1999. — 16 s.

3. Zinov’ev A. Gomo sovetikus. Gosudarstvennyi zhenikh. — M.: Kanon+, ROOI, 2024. — 360 s.

4. Kibal’nik S.A. Gaito Gazdanov i ekzistentsial'naya traditsiya v russkoi literature. — SPb.: Petropolis, 2011. — 412 s.

5. Orlova O.M. Problema avtobiografi chnosti v tvorcheskoi evolyutsii Gaito Gazdanov: avtoref. dis. ... kand. fi lol. nauk. — M.: MGU, 2005. — 16 s.

6. Ponomarev E. Homo postsoveticus. Tvorchestvo Aleksandra Zinov’eva vchepa i segodnya // Zvezda. — 1999. — № 7. — C. 185–192.

7. Proskurina E.N. Avtor, geroi, narrativ v «russkikh» romanakh G. Gazdanova // Kritika i semiotika. — M., 2007. — Vyp. 11. — S. 204–220.

8. Savel’eva V.V. Khudozhestvennaya antropologiya: monografi ya. — Almaty: AGU im. Abaya, 1999. — 281 s.

9. Sultanov K.K. Mezhdu zlobodnevnym i transtsendentnym. Gaito Gazdanov: ot avtobiografizma k metanarrativnosti // Voprosy literatury. — 2022. — № 2. — S. 13–39.

10. Totrov R. Mezhdu nishchetoi i solntsem // Gazdanov G. Vecher u Kler. Romany. — Vladikavkaz: Ir, 1990. — S. 523–542.

11. Tyupa V.I. Literatura i taina tvorchestva // Voprosy literatury. — 2024. — URL: https:// voplit.ru/2024/06/06/literatura-i-tajna-tvorchestva/ (data obrashcheniya: 08.07.20124).

12. Shalinova M.A., Goryunov V.V. Khudozhestvennaya antropologiya Gaito Gazdanova // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyi zhurnal. — 2018. — T. 4 (70), № 3. — S. 131–150.

13. Dienes L. Russian Literature in Exile — The life and work of Gajto Gazdanov. — München Verlag Otto Sagner, 1982. — 224 p.

Статья поступила 29.07.2024.

Литература русского зарубежья представляет собой уникальный свод текстов, авторы которых, оказавшись в длительной эмиграции, пытались осмыслить глубинные процессы, происходящие с лишенным родной почвы человеком. ХХ в. с его революциями, мировыми войнами, политическими репрессиями породил несколько волн эмиграции, в том числе и литературной. Авторская оптика каждого из писателей русского зарубежья — от Ивана Бунина до Александра Зиновьева — придавала изображению новой реальности, в которой они оказались, свое неповторимое очертание, свою художественную и философскую расцветку.

Представитель младшего, получившего определение «незамеченного» поколения писателей первой волны русской эмиграции Гайто Газданов (1903–1971) справедливо считается художником, чьи произведения основаны на характерном для философии экзистенциализма восприятии мира и человека. Базирующееся на выработанном еще С. Кьеркегором понимании уникальности бытия человека и критике рационализма, это философское учение стало определяющим общественное сознание и искусство ХХ в.; наиболее яркое литературное воплощение — как атеистический экзистенциализм — оно получило в сочинениях французских писателей, прежде всего А. Камю и Ж.-П. Сартра, который, в свою очередь, считал предшественником экзистенциализма в литературе Ф.М. Достоевского.

Проявления фундаментальной связи творчества Г. Газданова с экзистенциализмом в той или иной мере анализируются во многих работах отечественных и зарубежных исследователей (Л. Диенеш, С. Кабалоти, С. Кибальник, С. Никоненко, О. Орлова, Е. Проскурина, Л. Сыроватко, Р. Тотров и др.). В частности, глубинную связь со взглядами Ж.-П. Сартра и А. Камю, выраженную в преодолении абсурдности ведущего к смерти существования героя, отмечал уже в монографии 1982 г. американский исследователь Ласло Диенеш [12], а следом за ним подчеркивал Р.Х. Тотров в статье 1990 г., сопровождавшей одну из первых в отечественном книгоиздании публикаций произведений Газданова [9]. В 2011 г. вышла в свет монография С.А. Кибальника «Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе» [4], в которой на обширном материале с выявлением интертекстуальных связей исследуется проблема преемственности концепций человека Г. Газданова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.; пристальное внимание данной проблеме уделено и в целом ряде диссертаций по творчеству писателя, в частности в работе В. Жердевой «Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей “незамеченного поколения” русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов)» [2]. В последние годы интерес к осмыслению философских основ художественного мира писателя также достаточно высок, что подтверждается, в частности, содержанием ряда докладов Международной научной конференции «Гайто Газданов и Борис Поплавский: к 120-летию со дня рождения писателей», прошедшей 6–7 декабря 2023 г. в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына (Т. Батыр и др.).

Для Цитирования:
Пронин Александр Алексеевич, Хмара Игорь Владимирович, Антропологические маркеры экзистенциальной образности романов Гайто Газданова 1930-х годов «Ночные дороги» и «История одного путешествия». Вопросы культурологии. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: