Ухудшающаяся экологическая ситуация, резкое снижение популяции диких животных, биоресурсов земной и водной среды, крайне негативно повлияли на здоровье и физические возможности, особенно детей и молодежи. Данное обстоятельство убеждает в необходимости обратить самое пристальное внимание на основные факторы жизнедеятельности и повышение адаптационных возможностей в сложившихся условиях [2, 4, 6].
Затронутая проблема особым образом касается части населения, отнесенной по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, двигательная деятельность людей в которой связана с адаптивной физической культурой (АФК).
В связи с этим возникает необходимость разработок и экспериментального обоснования для таких людей адаптивно-развивающих, коррекционных и оздоравливающих средств направленного воздействия с учетом климатоэкологических и социальных условий их жизнедеятельности. В настоящем сообщении затрагиваются три аспекта поднятой проблемы [1, 5, 7]:
• АФК как направление реабилитации в области физической культуры, которое, по мнению многих специалистов, является не медицинской, а педагогической. Однако отсутствие в школах дополнительного учителя по АФК ставит под сомнение правомерность такого рода занятий с детьми, отнесенными к спецмедгруппам;
• процессы социально-экономического характера и антропогенной деятельности человека;
• модернизация в сфере физкультурного образования, особенно касающаяся детско-подросткового возраста, физическое здоровье которого, адаптационные возможности, двигательная подготовленность неуклонно снижаются.
В настоящее время в школах отсутствует адаптивная физическая культура, поскольку нет дополнительного учителя по АФК. Дети, которые не могут выполнять обычную программу по физическому воспитанию, сидят на скамейке. В реабилитационных центрах применяется лечебная физкультура (ЛФК — медицинская специальность), но не АФК. Вероятно, вопросами АФК должно заниматься Минобрнауки. Однако этого не происходит, по-видимому, по причине некомпетентности в этой сложной области научно-практической деятельности.