По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 796.077.4

Антропоэкобиоритмологическая модель как адаптивно-реабилитационная система в учебном процессе лиц с особыми потребностями в развитии

Панфилов Олег Петрович доктор биологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Полиевский Сергей Александрович доктор медицинских наук, профессор
Борисова Вера Валерьевна кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Дубровин Валерий Анатольевич кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

В статье рассматривается проблема разработки средств и методик АФК для лиц с отклонениями в здоровье с учетом нозологических состояний, конституциональных типов и среды обитания. Предложено методическое и научное обновление в подготовке специалиста по АФК.

Литература:

1. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 389 с.

2. Алякринский Б. С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов. — М.: Медицина, 1975. — 203 с.

3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Наука, 1975. — 265 с.

4. Агаджанян Н. А. Парадокс XXI столетия: взлет науки и кризис культуры, нравственности // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XI Междунар. симпозиума. — М., 2003. — С. 5–9.

5. Курдыбайло С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова. — М.: Советский спорт, 2004. — 183 с.

6. Окружающая среда и здоровье человека / Под ред. И. П. Герасимова, В. С. Преображенского. — М.: Наука, 1979. — 212 с.

7. Панфилов О. П. Механизмы адаптации человека к экстремальным условиям / О. П. Панфилов, Н. А. Агаджанян. — Тула, 1995. — 215 с.

8. Панфилов О. П. Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий / О. П. Панфилов, В. А. Романов, В. В. Борисова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8584 (дата обращения: 20.08.2017).

9. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1976. — 268 с.

Ухудшающаяся экологическая ситуация, резкое снижение популяции диких животных, биоресурсов земной и водной среды, крайне негативно повлияли на здоровье и физические возможности, особенно детей и молодежи. Данное обстоятельство убеждает в необходимости обратить самое пристальное внимание на основные факторы жизнедеятельности и повышение адаптационных возможностей в сложившихся условиях [2, 4, 6].

Затронутая проблема особым образом касается части населения, отнесенной по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, двигательная деятельность людей в которой связана с адаптивной физической культурой (АФК).

В связи с этим возникает необходимость разработок и экспериментального обоснования для таких людей адаптивно-развивающих, коррекционных и оздоравливающих средств направленного воздействия с учетом климатоэкологических и социальных условий их жизнедеятельности. В настоящем сообщении затрагиваются три аспекта поднятой проблемы [1, 5, 7]:

• АФК как направление реабилитации в области физической культуры, которое, по мнению многих специалистов, является не медицинской, а педагогической. Однако отсутствие в школах дополнительного учителя по АФК ставит под сомнение правомерность такого рода занятий с детьми, отнесенными к спецмедгруппам;

• процессы социально-экономического характера и антропогенной деятельности человека;

• модернизация в сфере физкультурного образования, особенно касающаяся детско-подросткового возраста, физическое здоровье которого, адаптационные возможности, двигательная подготовленность неуклонно снижаются.

В настоящее время в школах отсутствует адаптивная физическая культура, поскольку нет дополнительного учителя по АФК. Дети, которые не могут выполнять обычную программу по физическому воспитанию, сидят на скамейке. В реабилитационных центрах применяется лечебная физкультура (ЛФК — медицинская специальность), но не АФК. Вероятно, вопросами АФК должно заниматься Минобрнауки. Однако этого не происходит, по-видимому, по причине некомпетентности в этой сложной области научно-практической деятельности.

Для Цитирования:
Панфилов Олег Петрович, Полиевский Сергей Александрович, Борисова Вера Валерьевна, Дубровин Валерий Анатольевич, Антропоэкобиоритмологическая модель как адаптивно-реабилитационная система в учебном процессе лиц с особыми потребностями в развитии. Терапевт. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: