По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334

Антисанкционный комплаенс-аудит и его роль в экономике России

Казаков Александр Сергеевич аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (РЭУ им. Г.В. Плеханова), 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0003-4424-8131, E-mail: askazakov1985@vk.com

В статье рассматривается и анализируется влияние текущих экономических санкций, выступающих ключевым трендом геополитического влияния коллективного Запада на неугодные страны. Законность, как и эффективность, данного института весьма спорна: за последние десятилетия ни одна политическая система не была изменена под влиянием санкций, поскольку от них чаще страдает мирное население, а не правящие элиты. Традиционным ответом на санкции является развитие механизмов противодействия санкциям, ухода от них, а также технологического импортозамещения. Одним из механизмов, способных снизить влияние санкций на внутреннюю экономику, является антисанкционный комплаенс — способ противодействия санкциям, основанный на концепции управления рисками. Санкционные риски в данной статье рассматриваются как риски введения против конкретной компании или группы компаний экономических санкций, а способы их снижения будут зависеть от типа санкций, производимого товара (предоставляемой услуги), сегмента рынка, политики государства-домициля и ряда других факторов, подлежащих регулярному мониторингу со стороны внутренних структур компании. С учетом вводимых против России особенно жестких санкций развитие данного инструмента видится важным и необходимым направлением исследования. Предложенные меры могут быть применены во всех регионах Российской Федерации с целью достижения задач государственного развития в срок, в полном объеме и с минимальными потерями.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763 (дата обращения: 2.09.2024).

2. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Санкционный комплаенс, или Внутрифирменное управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17, № 8. — С. 93–103.

3. Лаптева Е.В. К вопросу об истории антироссийских санкций // Историко-экономические исследования. — 2017. — Т. 18, № 4. — С. 669–692.

4. Омельченко А.Н., Хрусталев Е.Ю. Модель индекса интенсивности санкций (на примере России) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — Т. 14, № 1 (358). — С. 6277.

5. Ровинский Н.Н. Государственный бюджет СССР: Методы контрольно-ревизионной работы [Электронный ресурс]. — URL: https://statehistory.ru/books/N--N--Rovinskiy_Gosudarstvennyy-byudzhet-SSSR/108 (дата обращения: 04.09.2024).

6. Рыжова М.В. Экономические санкции в международном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Казань, 2006. — 28 с.

7. Скопенко О.Р. Проблемы и перспективы реализации системы «комплаенс-контроля» в современном российском бизнесе // Тенденции науки и образования. — 2019. — № 50-6. — С. 63–67.

8. Якимова В.А. Развитие теории и методологии комплаенс-контроля общественно значимых организаций в аудиторской деятельности: автореф. дис. ... д-ра наук. — Оренбург, 2023. — 43 с.

9. Toth A. How Could Competition Authorities Reward Competition Compliance Programmes? // European Competition & Regulatory Law Review (CoRe). — 2017. — № 4. — Р. 4–10.

10. Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы развития [Электронный ресурс]. — URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/7838.pdf?ysclid=m0mojthojl79569776 (дата обращения: 02.09.2024).

11. Санкционный режим в Евросоюзе — Расследования и судебные разбирательства в Великобритании Rahman Ravelli [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rahmanravelli.co.uk/ru/sanctions-eu.php (дата обращения: 02.09.2024).

12. What is a compliance audit? Definition, strategy & reporting / diligent.com [Электронный ресурс]. — URL: https://www.diligent.com/resources/blog/how-to-develop-a-compliance-audit-strategy (дата обращения: 05.09.2024).

Рассматривая тему санкционного воздействия, безусловно, не стоит игнорировать правовой аспект санкционного введения. Рассматривая санкции в их исторической перспективе, можно заметить, что длительное время правоприменение санкций никак не контролировалось статутным правом — вплоть до XV века отсутствуют какие-либо письменные правовые источники об их применении. К имеющимся же документам можно формально причислить подписанный в 1560 году шпайерским депутационстагом акт, налагавший запрет на торговлю с русскими землями; однако негласные торговые эмбарго были введены задолго до этого — в XIII веке, затем позже, в 1524 и 1527 годах, и касались в основном торговли продовольствием и вооружением. Санкции, введенные в XIII веке против новгородских земель, спровоцировали такой сильный голод, что новгородцам, чтобы выжить, приходилось есть сорную траву. Уже один этот факт доказывает, что санкции редко метят в политические элиты и часто направлены на мирных жителей. Особенно хорошо это заметно на примере санкций, направленных против СССР, — речь шла не столько об оборонной промышленности, сколько против престижа страны в целом. В качестве примера можно привести бойкот Олимпиады в 1980 году [3].

На основании краткого обзора санкционной политики Запада в отношении России можно сделать вывод, во-первых, о бесчеловечном характере санкций, которые затрагивают мирное население, блокируя ему доступ к продовольствию, медикаментам и т.д. Во-вторых, о том, что санкции длительное время не регулировались какими-либо международными источниками — единственное упоминание о введении санкций можно найти в главе VII Устава ООН, которая гласит, что санкции могут быть введены в качестве самообороны государств ввиду «поддержания или восстановления международного мира и безопасности» [6].

Указанный подход несколько изменился, когда в ответ на обострение ситуации на Украине Евросоюз и США ввели беспрецедентное даже по нынешним меркам число санкций против России — 14 пакетов за три года ведения СВО, включая вторичные санкции против дружественных России или нейтральных государств. Санкции коснулись в основном оборонного и банковского секторов, космической промышленности и высоких технологий. Основной не декларируемой, но вполне ясной целью их введения является технологическое отставание России от стран первого мира. Сайт Евросоюза содержит следующую информацию: «Наши санкции глубоко подрывают экономическую базу России, чем пресекают любые перспективы ее модернизации». В настоящий момент санкции Европейского союза регламентируются особым Регламентом Совета ЕС от 31.07.2014 № 833/2014 об ограничительных мерах ввиду действий России, дестабилизирующих ситуацию в восточных районах Украины. Документ включает 14 массивных пакетов санкций, затрагивающих крупнейшие российские банки, проект «Северный поток — 2», газовые и нефтяные корпорации, крупнейших экспортеров в других сферах внешней торговли.

Для Цитирования:
Казаков Александр Сергеевич, Антисанкционный комплаенс-аудит и его роль в экономике России. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: