Рассматривая тему санкционного воздействия, безусловно, не стоит игнорировать правовой аспект санкционного введения. Рассматривая санкции в их исторической перспективе, можно заметить, что длительное время правоприменение санкций никак не контролировалось статутным правом — вплоть до XV века отсутствуют какие-либо письменные правовые источники об их применении. К имеющимся же документам можно формально причислить подписанный в 1560 году шпайерским депутационстагом акт, налагавший запрет на торговлю с русскими землями; однако негласные торговые эмбарго были введены задолго до этого — в XIII веке, затем позже, в 1524 и 1527 годах, и касались в основном торговли продовольствием и вооружением. Санкции, введенные в XIII веке против новгородских земель, спровоцировали такой сильный голод, что новгородцам, чтобы выжить, приходилось есть сорную траву. Уже один этот факт доказывает, что санкции редко метят в политические элиты и часто направлены на мирных жителей. Особенно хорошо это заметно на примере санкций, направленных против СССР, — речь шла не столько об оборонной промышленности, сколько против престижа страны в целом. В качестве примера можно привести бойкот Олимпиады в 1980 году [3].
На основании краткого обзора санкционной политики Запада в отношении России можно сделать вывод, во-первых, о бесчеловечном характере санкций, которые затрагивают мирное население, блокируя ему доступ к продовольствию, медикаментам и т.д. Во-вторых, о том, что санкции длительное время не регулировались какими-либо международными источниками — единственное упоминание о введении санкций можно найти в главе VII Устава ООН, которая гласит, что санкции могут быть введены в качестве самообороны государств ввиду «поддержания или восстановления международного мира и безопасности» [6].
Указанный подход несколько изменился, когда в ответ на обострение ситуации на Украине Евросоюз и США ввели беспрецедентное даже по нынешним меркам число санкций против России — 14 пакетов за три года ведения СВО, включая вторичные санкции против дружественных России или нейтральных государств. Санкции коснулись в основном оборонного и банковского секторов, космической промышленности и высоких технологий. Основной не декларируемой, но вполне ясной целью их введения является технологическое отставание России от стран первого мира. Сайт Евросоюза содержит следующую информацию: «Наши санкции глубоко подрывают экономическую базу России, чем пресекают любые перспективы ее модернизации». В настоящий момент санкции Европейского союза регламентируются особым Регламентом Совета ЕС от 31.07.2014 № 833/2014 об ограничительных мерах ввиду действий России, дестабилизирующих ситуацию в восточных районах Украины. Документ включает 14 массивных пакетов санкций, затрагивающих крупнейшие российские банки, проект «Северный поток — 2», газовые и нефтяные корпорации, крупнейших экспортеров в других сферах внешней торговли.