На протяжении всего 20-го века и в веке нынешнем институты конкурентного права были подвержены стремительной эволюции, что объясняется действием, как минимум, двух факторов: во-первых, возникновением и бурным развитием в этот период доктринальных воззрений на цели права конкуренции1 и соответствующие таким целям инструменты регулирования отношений участников товарных рынков; во-вторых, объект регулирования этой отрасли права — отношения участников товарного рынка — стал радикально изменяться, все более отдаляясь от модели традиционного рынка наличного товара, который продается за наличные денежные средства. Оба фактора были и остаются тесно взаимосвязанными: новое в отношениях участников рынка заставляло переоценивать адекватность правового инструментария защиты конкуренции целям такого регулирования, а уточнение целей конкурентного права изменяло взгляд на круг отношений, которые подлежат регулированию.
Во второй половине 20-го века оптимальная (эффективная) организация государственной защиты конкуренции становится явно осознанной научной проблемой, свой вклад в решение которой в равной мере вносили представители правовой и экономической наук2.
В свете изменений экономической среды и с учетом опыта ЕАЭС по цифровой трансформации всех сфер отношений в рамках этого интеграционного объединения мы постараемся высказаться о желаемом направлении развития способов создания институтов конкурентного права, которые должны быть свойственны развитой правовой системе этого экономического союза независимых государств.
Экономическая интеграция на евразийском пространстве вступает в принципиально новый этап, который получил неофициальное название «цифровая трансформация»3. «Формирование евразийского цифрового пространства является необходимой составляющей интеграции государствчленов и включения ЕАЭС4 в широкомасштабные процессы глобальной цифровой трансформации, которая является главным драйвером технологических преобразований экономики стран Союза. А реализация совместных с третьими странами проектов в сфере создания цифровых платформ позволит открыть доступ к новым внешним рынкам для субъектов предпринимательской деятельности наших государств»5. К декабрю 2016 года на рассмотрение исполнительного органа ЕАЭС — Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) должен быть вынесен комплекс мероприятий, которые предполагают перевод в электронную среду интеграционных межгосударственных и наднациональных процессов, создание общей для всего экономического пространства ЕАЭС системы цифрового регулирования и функционирования рынков товаров, работ, услуг и капитала, а также построение сопутствующей цифровой электронной инфраструктуры соответствующих рынков и институтов развития. Более подробный анализ предстоящих преобразований дает следующую картину планов ЕЭК, непосредственно связанных с рыночным экономическим обменом: