Музеи сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса, они активно используются для расширения знаний учащихся школ и вузов в исторической, краеведческой области. Анатомические музеи среди таких музеев занимают особое место. Как правило, в структуре медицинских вузов они выделяются в самостоятельное полноценное образовательное пространство. В таких музеях студенты в процессе знакомства с анатомическими экспонатами познают особенности строения человеческих органов, их функционирования, работы различных систем организма как в нормальном состоянии, так и при отклонении от нормы.
Роль анатомического музея действительно очень большая: студенты медицинского вуза в процессе работы с музейными экспонатами получают уникальные знания о строении тела человека, влиянии факторов окружающей среды, изменениях, происходящих в тканях и органах. Получить подобные знания в других условиях практически невозможно. Анатомические музеи, созданные на базе педагогических вузов, при этом реализуют не только исследовательские и учебные функции, они способны выполнять воспитательные, обучающие, просветительские функции для широкого круга учеников.
Одним из самых потенциально перспективных направлений работы таких музеев является работа с одаренными детьми в рамках подготовки к различным школьным соревнованиям, таким как практические и биологические туры биологических олимпиад. Для преподавателей вузов такие музеи являются дополнительным инструментом для развития у студентов необходимых профессиональных навыков поиска необходимой научной информации, ее анализа. Музейные экспонаты могут быть использованы для развития навыков публичных выступлений, проведения тематических экскурсий с активным привлечением самих учеников.
Основные задачи, которые ставятся перед музеями, созданными на базе образовательных учреждений, заключаются прежде всего в развитии познавательных интересов у студентов или школьников, повышении образованности и расширении кругозора. Большинство студентов воспринимают такие музеи прежде всего как источник знаний, причем в формате наглядно-образного мышления, конкретных чувственных впечатлений. За счет более наглядной подачи информации знания усваиваются намного лучше, студенты получают более полную картину.