По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анатомический музей в образовательной деятельности вуза: подготовка экспонатов, экскурсии, исследования

Сергей Пахомов г. Челябинск

Анатомические музеи являются источником эмпирических знаний, они занимают важное место в образовательном процессе медицинских вузов. Большинство таких музеев используются на базе фармацевтических и медицинских вузов как дополнительный образовательный инструмент, пространство для получения студентами наиболее полного представления об анатомических особенностях тела человека. Однако подобные музеи способны реализовывать не только учебные или исследовательские функции в рамках деятельности медицинского вуза, но и вести просветительскую деятельность для более широкого круга лиц.

Литература:

1. Пашков А.Н., Щетинкина Н.А., Глазьева Е.С. Использование музейных коллекций кафедры биологии в учебном процессе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». — 2018. — Т. 20, № 2. — С. 25–30.

2. Грачева Е.С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект // Молодой ученый. — 2010. — № 10. — С. 240–245.

3. Таушканова А.О., Шанц Е.А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы II междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, ноябрь 2012 года). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98–100.

4. Бугаева И.О., Андронова Т.А., Дурнова Н.А., Березуцкий М.А., Шереметьева А.С. Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2018. — Т. 14, № 3. — С. 457–460.

5. Ченцова О.В. Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования // Педагогика и просвещение. — 2017. — № 2. — С. 29–39.

6. Бугаева И.О., Алешкина О.Ю., Бикбаева Т.С. Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2018. — Т. 14, № 1. — С. 97–100.

7. Кузыбаева М.П. Медицинские музеи вузов в начале XXI века // Высшее образование в России. — 2011. — № 7. — С. 146–151.

8. Харченко В.В., Рязаева Л.М., Лазаренко В.А. Музей анатомии человека. — Курск: ГОУ ВПО «КГМУ» Росздрава, 2009. — 120 с.

9. Егорова Л.А. Роль музея и экскурсий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования: методическая разработка. — Тула, 2000 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tulacentr.ru/sites/tulacentr.ru/fi les/ uploads/document/Kuznecova_N.A/Ekskurs. deyatelnost_Vyp.1.doc.

10. Петров Т.Э., Каравашкина А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи // Интеграция образования. — 2005. — № 4. — С. 150–154.

11. Рогочий С.З., Бородина К.М. Значимость и целесообразность проведения экскурсий в анатомическом музее // Интегративные тенденции в медицине и образовании. — 2018. — Т. 1. — С. 95–97.

12. Ворошин С.Д. Музеи Южно-Уральского медицинского университета: к истории возникновения и деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2016. — Т. 16, № 2. — С. 106–110.

13. Иванова О.В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 2, № 3 (51). — С. 148–160.

14. Карташева А.В., Дугинец С.М., Курьянов А.К. Обзор медицинских коллекций музеев города Ставрополя // Медицинский вестник Северного Кавказа. — 2015. — Т. 10, № 3. — С. 322–326.

15. Наумова И.В. Виртуальный музей как один из методов обучения // Молодой ученый. — 2019. — № 46. — С. 293–294.

16. Реестр медицинских музеев России. 2014 год / Сост. К.А. Пашков, Н.В. Чиж. — М.: Издательский дом «Магистраль», 2014. — 408 с.

17. Еремеева О.А. Роль музейного пространства в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — Т. 3. — С. 2411–2415.

18. Медицинское музееведение: справочные материалы по истории медицины для студентов медицинских и фармацевтических вузов всех форм обучения / Под ред. К.А. Пашкова. — М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. — 352 с.

Музеи сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса, они активно используются для расширения знаний учащихся школ и вузов в исторической, краеведческой области. Анатомические музеи среди таких музеев занимают особое место. Как правило, в структуре медицинских вузов они выделяются в самостоятельное полноценное образовательное пространство. В таких музеях студенты в процессе знакомства с анатомическими экспонатами познают особенности строения человеческих органов, их функционирования, работы различных систем организма как в нормальном состоянии, так и при отклонении от нормы.

Роль анатомического музея действительно очень большая: студенты медицинского вуза в процессе работы с музейными экспонатами получают уникальные знания о строении тела человека, влиянии факторов окружающей среды, изменениях, происходящих в тканях и органах. Получить подобные знания в других условиях практически невозможно. Анатомические музеи, созданные на базе педагогических вузов, при этом реализуют не только исследовательские и учебные функции, они способны выполнять воспитательные, обучающие, просветительские функции для широкого круга учеников.

Одним из самых потенциально перспективных направлений работы таких музеев является работа с одаренными детьми в рамках подготовки к различным школьным соревнованиям, таким как практические и биологические туры биологических олимпиад. Для преподавателей вузов такие музеи являются дополнительным инструментом для развития у студентов необходимых профессиональных навыков поиска необходимой научной информации, ее анализа. Музейные экспонаты могут быть использованы для развития навыков публичных выступлений, проведения тематических экскурсий с активным привлечением самих учеников.

Основные задачи, которые ставятся перед музеями, созданными на базе образовательных учреждений, заключаются прежде всего в развитии познавательных интересов у студентов или школьников, повышении образованности и расширении кругозора. Большинство студентов воспринимают такие музеи прежде всего как источник знаний, причем в формате наглядно-образного мышления, конкретных чувственных впечатлений. За счет более наглядной подачи информации знания усваиваются намного лучше, студенты получают более полную картину.

Для Цитирования:
Сергей Пахомов, Анатомический музей в образовательной деятельности вуза: подготовка экспонатов, экскурсии, исследования. Музей. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: