Здоровье, темпы роста и уровень развития потомства зависят преимущественно от условий внутриутробного формирования зародыша и общего физического состояния самки-матери, которое определяется гигиеническими нормами ухода, качеством питания и воздействием окружающей среды на организм беременной особи.
Под влиянием различных внешних воздействий наблюдаются значительные изменения фенотипических характеристик будущего животного. Тем не менее ряд научных вопросов остается нерешенным – например, недостаточно изучено влияние стрессовых ситуаций на формирование плода и его адаптивно-иммунное здоровье в начальные периоды жизни.
Специалисты полагают, что успешная профилактика заболеваний новорожденных особей возможна лишь при детальном изучении особенностей неонатальных патологий. Именно поэтому исследование механизмов влияния стресса и его комбинаций на эмбриональное развитие, образование пороков развития, дефицит иммунитета у новорожденных и разработка действенных превентивных и терапевтических мероприятий являются приоритетными направлениями исследований в ветеринарии и животноводстве [1–6].
Таким образом, комплексное понимание процессов взаимодействия между матерью и плодом, выявление закономерностей изменений иммунной системы под действием стрессов, определение оптимальных методов профилактики болезней позволяют существенно повысить жизнеспособность и продуктивность молодых животных, минимизировать потери поголовья и снизить экономические издержки хозяйства. Изучение механизма возникновения нарушений внутриутробного развития способствует созданию научно обоснованных рекомендаций по организации рационального режима содержания и полноценного кормления самок, профилактике и лечению специфических состояний организма плодов и новорожденных, направленных на повышение общей устойчивости и улучшение качества выращивания здорового молодняка.
Цель наших исследований – изучение в сравнительном аспекте изменений анатомо-физиологических особенностей новорожденных телят в зависимости от условий внутриутробного развития и морфофункциональных показателей состояния организма с разной внутриутробной степенью развития при рождении.