— Анатолий Андреевич, акценты в потребностях рынка труда постоянно меняются, сегодня вспомнили о важности инженеров, однако к качеству их подготовки немало претензий. Как вы считаете, оправданны ли они?
— Я думаю, что претензии в значительной степени обоснованы. Изменился стиль, формат обучения по отношению к советским временам, и в некоторых случаях — не в лучшую сторону. Но претензии предъявлять должны не функционеры, а заказчики от индустрии. Мы готовим инженерные кадры для важнейших отраслей экономики страны: самолетостроения, машиностроения, электроники и электромашиностроения, IT.
Горжусь, что сегодня НГТУ НЭТИ входит в лидирующую группу российских технических университетов, но удерживать эту позицию нелегко. Мы пережили время больших перемен в стране и системе управления. Эти изменения в целом носили положительный характер для системы образования: многие университеты, и наш в том числе, попав в крупные инфраструктурные проекты, постарались перестроиться и разительно изменились. Если раньше мы говорили, что не хватает оборудования, чтобы выучить хорошего инженера, то сегодня это не является проблемой: многие виды важнейшего и современного оборудования в университетах уже есть.
Каждый год мы обеспечиваем индустрию сибирских регионов и страны в целом тысячами кадров. При этом понимаем, что сегодня нужны инженеры-разработчики, технологи, прикладные исследователи другого качества. Это понимание определяет векторы необходимых институциональных преобразований университета.
Я не фанат креатива в инженерном образовании. Считаю, что есть очень понятные специалистам стандарты. В первую очередь, это хорошее знание фундаментальных дисциплин, физики и математики для проведения, например, элементарного механического расчета, расчета на прочность.
Должны быть и классные специалисты, которые не побоятся спроектировать что-то очень сложное, допустим, монохроматор для источника синхротронного излучения, а это уже глубокая физика, точная механика, поэтому база подготовки инженера должна быть основательной.