В здравоохранении развитых стран основой управления с использованием технологий долгосрочного планирования являются международные стандарты ISO и проектно-ориентированное планирование, связанное с моделированием бизнес-процессов той деятельности, которая осуществляется в конкретной организации. Очевидно, что такое управление направлено на бизнес-процессы, а потому можно констатировать, что в зарубежной практике управления развитием медицинской организации превалирует бизнес-планирование. Обратим внимание, что при этом планировании в качестве ключевых ориентиров выбираются критерии и показатели, позволяющие с высокой достоверностью оценивать качество индивидуальных диагностических и различных лечебно-профилактических услуг. Также четко устанавливаются параметры оценки обслуживания клиента медицинской организации, в частности, это касается нормативно-регламентного определения временных стандартов оказания разного вида услуг и прозрачности расчетов их стоимости.
Особая роль в планировании отводится менеджменту в целом и в частности применению такой технологии, как инновационный менеджмент. или реинжиниринг. Понятие «реинжиниринг» было предложено американским ученым М. Хаммером. Сущность идей этого ученого заключается в двух основных гипотетических положениях: 1) трансформация управления задачами в управлении процессами обуславливает появление принципиально новой организационной формы; персонал, вовлеченный в процессное управление, будет мотивирован на достижение наилучшего результата, который ориентирован на пожелания клиента; 2) устранение бюрократических барьеров приведет к быстрым очевидным для персонала и клиентов организации положительным кардинальным переменам. С этой целью надо использовать радикальные технологии, к которым принадлежит реинжиниринг.
Теоретические основы учения М. Хаммера и Дж. Чампи о реинжиниринге бизнес-процессов [3] подразумевают, что реинжиниринг направлен на быстрое изменение бизнес-процессов в организации. Доказательством свершения изменений должны послужить существенно улучшившиеся в динамике показатели функционирования организации (прежде всего показатели качества и прироста прибыли). В фокусе перемен находится клиент с его потребностями, которые надо удовлетворить наилучшим образом.