По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2:32(470)

Анализ зарубежного опыта управления развитием медицинской организации на основе долгосрочного планирования

Любовь Храпылина профессор РАНХиГС при Президенте РФ, khrapylina@mail.ru
Светлана Шурыгина директор ФГБУ «Детский медицинский центр» Управления делами Президента России
Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-процессы, долгосрочное планирование, «дорожная карта», стратегия, стратегическое управление, управления развитием медицинских организаций, реинжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов

Статья освещает зарубежный опыт управления развитием медицинских организаций. Особое внимание уделяется таким инструментам управления, как процессно-ориентированная система управления, реинжиниринг, долгосрочное планирование. Описаны технологии управления развитием медицинских организаций, используемые в отдельных странах, в частности, в США, Англии, Нидерландах.

Литература:

1. Долгов А., Прокопенко Е. Стратегический менеджмент. – М.: Флинта, МПСИ, 2011.

2. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – Европейская перспектива. – СПб.: Питер, 2011 г.

3. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. С. 138–151.

В здравоохранении развитых стран основой управления с использованием технологий долгосрочного планирования являются международные стандарты ISO и проектно-ориентированное планирование, связанное с моделированием бизнес-процессов той деятельности, которая осуществляется в конкретной организации. Очевидно, что такое управление направлено на бизнес-процессы, а потому можно констатировать, что в зарубежной практике управления развитием медицинской организации превалирует бизнес-планирование. Обратим внимание, что при этом планировании в качестве ключевых ориентиров выбираются критерии и показатели, позволяющие с высокой достоверностью оценивать качество индивидуальных диагностических и различных лечебно-профилактических услуг. Также четко устанавливаются параметры оценки обслуживания клиента медицинской организации, в частности, это касается нормативно-регламентного определения временных стандартов оказания разного вида услуг и прозрачности расчетов их стоимости.

Особая роль в планировании отводится менеджменту в целом и в частности применению такой технологии, как инновационный менеджмент. или реинжиниринг. Понятие «реинжиниринг» было предложено американским ученым М. Хаммером. Сущность идей этого ученого заключается в двух основных гипотетических положениях: 1) трансформация управления задачами в управлении процессами обуславливает появление принципиально новой организационной формы; персонал, вовлеченный в процессное управление, будет мотивирован на достижение наилучшего результата, который ориентирован на пожелания клиента; 2) устранение бюрократических барьеров приведет к быстрым очевидным для персонала и клиентов организации положительным кардинальным переменам. С этой целью надо использовать радикальные технологии, к которым принадлежит реинжиниринг.

Теоретические основы учения М. Хаммера и Дж. Чампи о реинжиниринге бизнес-процессов [3] подразумевают, что реинжиниринг направлен на быстрое изменение бизнес-процессов в организации. Доказательством свершения изменений должны послужить существенно улучшившиеся в динамике показатели функционирования организации (прежде всего показатели качества и прироста прибыли). В фокусе перемен находится клиент с его потребностями, которые надо удовлетворить наилучшим образом.

Для Цитирования:
Любовь Храпылина, Светлана Шурыгина, Анализ зарубежного опыта управления развитием медицинской организации на основе долгосрочного планирования. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: