Эффективный технический сервис машин включает в себя разнообразную номенклатуру сервисных услуг: предпродажную подготовку, аренду, продажу подержанной и новой техники по лизингу, обеспечение запасными частями, обслуживание и ремонт машин [1–3].
По данным зарубежных специалистов, средства, вложенные в разработку запасных частей и организацию технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) проданного оборудования, могут обеспечить вдвое большую прибыль, чем вложение их в выпуск этого оборудования.
По этой причине ведущие автотракторные фирмы имеют широкую, хорошо организованную сеть технического сервиса, которая состоит из постоянно действующих диагностических и консультационных пунктов, учебных центров, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских (часто объединенных с диагностическими пунктами), а также складов и магазинов запасных частей и принадлежностей [4, 5].
Пункты и центры технического сервиса снабжаются каталогами запасных частей, проспектами, прейскурантами, инструкциями по уходу и эксплуатации, сервисными книжками, а также специальными руководствами, в которых даются подробные сведения о всех базах и пунктах технического обслуживания машин данной фирмы.
В качестве примера можно привести деятельность немецкого концерна «КЛААС», который благодаря высокому уровню организации технического обслуживания сумел выдержать конкурентную борьбу со стороны американских и европейских фирм и продает на рынке США десятки тысяч своей техники.
Изучение опыта работы других крупных автомобильных концернов, таких как «Форд», «Дженерал Моторс» показывает, что их успехи в экспорте в значительной степени обусловлены заблаговременно подготовленной службой по техническому обслуживанию и ремонту в странах-импортерах.
Для достижения оперативности технического обслуживания автотракторной техники требуется создание сети пунктов обслуживания определенной густоты. На территории Англии станции технического обслуживания (СТО) одной фирмы находятся на расстоянии 40 км друг от друга, причем планируется сократить это расстояние до 20 км. В США расстояние между СТО одной фирмы около 30 км.