По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 579.26: 574.2

Анализ запыленности и микробного загрязнения воздуха учебных корпусов Воронежского госуниверситета

Иванова Е.Ю. ФГБОУВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Россия
Брюханова Е.А. ФГБОУВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Россия

Качеству воздушной среды учебных классов и аудиторий посвящено много научных публикаций. В то же время, перерывы между занятиями школьники и студенты, как правило, проводят в помещениях, отведенных под рекреацию (вестибюли, коридоры и др.), оценке состояния воздушной среды в которых уделяется недостаточно внимания. Цель исследования — оценить степень запыленности и микробного загрязнения воздуха в рекреационных помещениях учебных корпусов Воронежского госуниверситета. Проведено бактериологическое исследование воздуха рекреационных помещений трех факультетов, и оценено количество пыли в воздухе. Установлено, что превышение нормативного значения по количеству микроорганизмов в кубическом метре воздуха в 13 из 24 отобранных пробах — 54,2 %. При этом, на факультете географии, геэкологии и туризма частота выявления превышения норматива составила 50,0 %, экономическом факультете — 100 %, факультет журналистики — 12,5 %. По содержанию пыли наибольшее ее количество выявлено в воздухе помещений факультета географии, геоэкологии и туризма, наименьшее — факультета журналистики. Сопоставление полученных результатов с качеством проводимой уборки и вентиляции помещений показало, что для снижения бактериальной загрязненности ведущим фактором является достаточный воздухообмен. Для профилактики пылевого загрязнения воздушной среды требуется регулярное проведение влажной уборки помещений.

Литература:

1. Зарицкая Е.В., Сладкова Ю.Н., Смирнов В.В. Воздух помещений: актуальные проблемы, влияние на здоровье, меры профилактики. Санитарный врач. 2018; 4: 49–54.

2. Пронина Т.Н., Ганькин А.Н., Бобок Н.В., Карпович Н.В. Лабораторно-аналитический мониторинг показателей качества воздуха внутри и вне школьных помещений. Санитарный врач. 2014; 5: 43–49.

3. Соломай Т.В. Роль организации воздухообмена, очистки и дезинфекции воздуха в лечебно-профилактических организациях в профилактике распространения инфекций с аэрогенным механизмом передачи. Санитарный врач. 2016;2: 25–29.

4. Айзятова М.В., Александрова И.Э. Оптимизация параметров воздуха в классах образовательных организаций при использовании интерактивных панелей. Санитарный врач. 2024; 6: 444–451. doi: 10.33920/med-08‑2406‑05

5. Бурак В. Е. Аэроионный состав воздуха: особенности контроля и оценки. Санитарный врач. 2020; 1: 25–31. doi: 10.33920/med-08‑2001‑03

6. Давлетова Н.Х., Тафеева Е.А. Анализ изменения концентрации диоксида углерода в воздухе учебных помещений спортивного вуза. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021; 2 (335): 22–27. doi: 10.35627/2219–5238/2021‑335‑2‑22‑27

7. Иванова Е.Ю., Брюханова Е.А. Оценка микробного загрязнения поверхностей и рук студентов факультета географии, геоэкологии туризма. Региональные эколого-географические и туристскорекреационные исследования: сборник научных статей. — Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2024; 2: 186–193.

8. Ревич, Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию / Б.А. Ревич. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 264 с.

9. Гречанинова Т.А., Григорьева Н.С., Косякова К.Г., Пунченко О. Е. Теория и практика исследования микробиоты воздуха замкнутых помещений. Профилактическая и клиническая медицина. 2016; 3 (60): 18–24.

10. Соломай Т.В., Семененко Т.А., Тутельян А.В., Боброва М.В. Эпидемиологические особенности инфекции, вызванной вирусом Эпштейна-Барр. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2021; 98 (6): 685–696. doi: 10.36233/0372‑9311‑139

11. Крамаренко П. Т., Грималовская И.П., Севоян Т.Р. Особенности поддержания требуемых параметров воздушной среды, характерные для чистых помещений. Приволжский научный журнал. 2019; 2 (50): 76–80.

Современный человек проводит в зданиях от 52 до 85 % суточного времени, поэтому внутренняя среда помещений оказывает значительное влияние на его здоровье. В зависимости от образа жизни и условий трудовой деятельности человека воздух помещений, в которых он находится, может быть источником вредных химических и биологических факторов [1–3].

Особое внимание при оценке качества воздуха следует уделять помещениям учебных заведений, в которых студенты проводят от 4 до 12 часов в день. Качеству воздушной среды учебных классов и аудиторий посвящено много научных публикаций [4, 5].

В то же время, перерывы между занятиями школьники и студенты, как правило, проводят в помещениях, отведенных под рекреацию (вестибюли, коридоры и др.), оценке состояния воздушной среды в которых уделяется недостаточно внимания. При этом, в помещениях, где много людей и отсутствуют условия для воздухообмена, воздух характеризуется высокой запыленностью и бактериальной загрязненностью [6, 7]. Воздух в помещениях может быть фактором передачи возбудителей многих аэрогенных инфекций, таких как грипп, ОРВИ, герпес, дифтерия, коклюш, туберкулез и др. [9, 10].

Цель исследования — оценить степень запыленности и микробного загрязнения воздуха в рекреационных помещениях учебных корпусов Воронежского госуниверситета.

Проводили исследование воздуха рекреационных помещений учебных корпусов Воронежского госуниверситета. Для отбора проб использовали методы седиментации и аспирации с помощью мобильного аспиратора ПА-300М-2.

Отбор проб проводили в восьми точках на разных этажах на факультетах географии, геоэкологии и туризма; экономики; журналистики (табл. 1).

Для определения микробного загрязнения оценивали общее количество микроорганизмов в одном кубическом метре воздуха (микробное число), для чего использовали чашки Петри с питательной средой, на которые методом седиментации происходило осаждение микроорганизмов из воздуха помещения. Расчет количества бактерий на 1 м3 воздуха производился исходя из предположения, что на чашку Петри площадью 100 см2 за 5 минут в среднем оседает количество микроорганизмов, которое содержится в 10 л воздуха.

Для Цитирования:
Иванова Е.Ю., Брюханова Е.А., Анализ запыленности и микробного загрязнения воздуха учебных корпусов Воронежского госуниверситета. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: