Статья поступила 13.05.2020
С 1998 г. в Государственном Дарвиновском музее все крупные выставки, а также выставки, подробно раскрывающие основную идею музея, непременно сопровождаются конкурсными программами для посетителей. Конкурсы позволяют полнее вовлечь посетителя в просмотр выставки, сделать из пассивного наблюдателя активного участника познания. Грамотно выстроенная программа в игровой и непринужденной манере обращает внимание на важные моменты выставки, помогает глубже понять замысел автора, привлекает внимание к ключевым экспонатам. Элемент соревнования вносит дополнительную мотивацию к тщательности выполнения заданий, так как конкурсант заранее знает, что в случае победы его ждет памятный приз.
Конкурсы проводятся двух типов — интеллектуальные и творческие, которые представляют собой два разных способа общения посетителя с материалом выставки. В первом случае участник получает бумажный бланк с заданиями в форме вопросов, задач, ребусов, головоломок. Выполняя данные задания, посетитель получает новые знания, переосмысливает старые, учится находить в представленной информации нужные ответы, сравнивать, анализировать, выделять существенное и т.д. Другими словами, он тренирует свои мысленные навыки и радуется неожиданным открытиям. Во втором случае участник проявляет свое творческое начало. Ему предлагается нарисовать картину или плакат, написать короткий рассказ по тематике выставки.
Бланки с заданиями включают раздел данных участника: Ф.И.О., телефон, электронная почта и возраст, который заполняется по желанию. Именно статистика по возрастным данным конкурсантов и легла в основу данного исследования. В 2000–2005 гг. самыми активными участниками выставочных конкурсов были дети 10–12 лет. Представителей других возрастов насчитывалось значительно меньше. И это неудивительно, если учесть, что индустрия развлечений для детей в эти годы еще только формировалась после полного краха структуры детского досуга в 1990-е гг. Ребята с огромным интересом воспринимали новую возможность активного участия в познавательной деятельности, предлагаемую музеем.