По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.74 DOI:10.33920/nik-01-2009-03

Анализ возрастных групп участников музейных конкурсов в Государственном Дарвиновском музее

Донсков Дмитрий Геннадиевич ГБУК г. Москвы «Государственный Дарвиновский музей» Россия, 117292, Москва, ул. Вавилова, д. 57 E-mail: dimdon@darwinmuseum.ru
Ключевые слова: Государственный Дарвиновский музей, выставка, конкурсная программа, возрастная группа, дошкольники, младшие школьники, интерактивный продукт

С 1998 г. в Государственном Дарвиновском музее все крупные выставки, а также выставки, подробно раскрывающие основную идею музея, непременно сопровождаются конкурсными программами для посетителей. Целью настоящего исследования было выявить динамику возрастных групп конкурсантов за период 2009–2019 гг. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что музеям необходимо поддерживать стабильную заинтересованность младших школьников, выстраивать политику общения с молодежью, ориентируясь на современные тенденции, создавать специальные программы для дошкольников с родителями, предлагать больше интерактивных продуктов для самих взрослых, согласуясь с возрастающим спросом.

Статья поступила 13.05.2020

С 1998 г. в Государственном Дарвиновском музее все крупные выставки, а также выставки, подробно раскрывающие основную идею музея, непременно сопровождаются конкурсными программами для посетителей. Конкурсы позволяют полнее вовлечь посетителя в просмотр выставки, сделать из пассивного наблюдателя активного участника познания. Грамотно выстроенная программа в игровой и непринужденной манере обращает внимание на важные моменты выставки, помогает глубже понять замысел автора, привлекает внимание к ключевым экспонатам. Элемент соревнования вносит дополнительную мотивацию к тщательности выполнения заданий, так как конкурсант заранее знает, что в случае победы его ждет памятный приз.

Конкурсы проводятся двух типов — интеллектуальные и творческие, которые представляют собой два разных способа общения посетителя с материалом выставки. В первом случае участник получает бумажный бланк с заданиями в форме вопросов, задач, ребусов, головоломок. Выполняя данные задания, посетитель получает новые знания, переосмысливает старые, учится находить в представленной информации нужные ответы, сравнивать, анализировать, выделять существенное и т.д. Другими словами, он тренирует свои мысленные навыки и радуется неожиданным открытиям. Во втором случае участник проявляет свое творческое начало. Ему предлагается нарисовать картину или плакат, написать короткий рассказ по тематике выставки.

Бланки с заданиями включают раздел данных участника: Ф.И.О., телефон, электронная почта и возраст, который заполняется по желанию. Именно статистика по возрастным данным конкурсантов и легла в основу данного исследования. В 2000–2005 гг. самыми активными участниками выставочных конкурсов были дети 10–12 лет. Представителей других возрастов насчитывалось значительно меньше. И это неудивительно, если учесть, что индустрия развлечений для детей в эти годы еще только формировалась после полного краха структуры детского досуга в 1990-е гг. Ребята с огромным интересом воспринимали новую возможность активного участия в познавательной деятельности, предлагаемую музеем.

Для Цитирования:
Донсков Дмитрий Геннадиевич, Анализ возрастных групп участников музейных конкурсов в Государственном Дарвиновском музее. Вопросы культурологии. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: