Все более остро ощущающаяся, в особенности в густонаселенных мегаполисах всех стран мира, проблема безопасности дорожного движения с фатальными последствиями и тяжелыми травмами на автомобильных дорогах разных категорий наряду с уровнем технического оснащения в первую очередь определяется реализацией когнитивных способностей водителей колесных транспортных средств (КТС). Наиболее информативным, хотя и достаточно неоднозначным инструментом оценки их проявлений является показатель рисков нарушений правил дорожного движения с печальными последствиями в виде столкновений в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с тяжелыми травмами и смертельными исходами. Улучшить ситуацию, по мнению сотрудников факультета гражданской и экологической инженерии Университета штата Северная Каролина США, можно [1] на основе количественной оценки риска, который водители КТС создают для себя и других водителей в транспортных потоках, нарушая правила дорожного движения.
Для наглядности возможностей реализации этого инновационного метода прогнозирования рисков ДТП проанализированы и проклассифицированы последствия столкновений на автомагистралях США в 2010–2013 годах. По этой статистической выборке разработана многофакторная логистическая регрессионная модель связи между различными нарушениями правил дорожного движения и степенью травмирования водителя-нарушителя и других в потоке КТС. Установлено, что превышение установленного ограничения скорости является наиболее частой причиной серьезным травм, даже по сравнению с проездом на запрещающий сигнал светофора самого нарушителя. А для водителей других автомобилей оно наиболее опасно. Управление КТС в состоянии алкогольного опьянения в два раза более вероятно приведет к тяжелой травме, чем вождение под воздействием наркотиков. Водители зачастую уверены, что их нарушения правил дорожного движения не приведут к столкновению и серьезной травме.
Однако результаты этого исследования свидетельствуют об ошибочности столь опрометчивого мнения и показывают, что большинство нарушений правил дорожного движения приводят к серьезным травмам нарушителя, а также других водителей КТС. Результаты этого исследования служат документально подтвержденными доказательствами необходимости информирования водителей о том, какой риск они представляют для себя и для других водителей, нарушая правила дорожного движения, и поощрения способов безопасного поведения на дорогах общего пользования. Они также помогают вносить изменения в политику штрафного наказания нарушителей правил дорожного движения.