По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ видов хлеба в школьных меню страны и их товароведная оценка

Ливинская С.А. к. т. н., доцент, Федеральный центр мониторинга школьного питания
Портнов Н.М. к. т. н., Федеральный центр мониторинга школьного питания

По данным федерального мониторинга питания проведен анализ встречаемости наименований хлеба в разделах школьных меню хлеб белый и хлеб черный. В 23,66% меню не используется название «хлеб пшеничный», а в 13,8% не используется наименование «хлеб ржаной», следовательно, наименование хлеба в школьных меню не соответствует действующим федеральными документами названиям. Используемые названия собственных торговых марок хлебозаводов или наименования хлебобулочных изделий в виде фантазийных собственных названий не несут информации об его пищевой ценности, могут вводить в заблуждение потребителей. Наименования хлеба с национальными особенностями встречается (всего в 0,56% меню) редко, но характеризует попытку реализации национально-культурных особенностей только в Республиках Дагестан и Саха (Якутия). Витаминизированные виды хлеба встречается в 5,5% меню, йодированные — в 3,7%. Широко используемый рецептурный сборник блюд и продукции школьного питания морально устарел, поскольку не учитывает требования современных государственных документов по наличию и содержанию витаминов и минеральных веществ, а также биологически активных веществ. Выявленные проблемы определяют актуальные направления исследований и практических решений предприятий, имеющих отношение к организации школьного питания.

Литература:

1. Состояние и стратегия развития системы школьного питания А.Т. Васюкова, Н.И. Валентинова, В.Н. Иванова, С.А. Ливинская, Ю.И. Сидоренко, Н.М. Портнов, Д.А. Тихонов. Под. ред. В.Н. Ивановой, Ю.И. Сидоренко. — М.: РУСАЙНС, 2022. — 320 с.

2. Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. МР 2.4.0179-20 https://docs.cntd.ru/document/565068183?ysclid=lrg3oldgmy263625087 (дата обращения 15.01.2024)

3. О размещении меню. Письмо Министерства просвещения РФ № ГД-1158/1 от 17.05.2021 — URL: https://rosobrcontrol.ru/documents/pisma/pismo-ministerstva-prosveshcheniya-rossiyskoy-federatsii-gd1158-01-ot-17-05-2021/?ysclid=lpifo8crtd959187605 (дата обращения 15.01.2024)

4. Оперативная сводка по регионам — URL: http://мониторингпитание.рф/region.html (дата обращения 01.12.2023).

5. ГОСТ 31805-2018. Изделия хлебобулочные из пшеничной хлебопекарной муки — URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200160773 (дата обращения 15.01.2024).

6. ГОСТ 31807-2018. Изделия хлебобулочные из ржаной хлебопекарной и смеси ржаной и пшеничной хлебопекарной муки — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160774 (дата обращения 15.01.2024).

7. ГОСТ Р 58161-2018. Изделия хлебобулочные для детского питания — URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200159811 (дата обращения 15.01.2024).

8. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 — URL: https://docs.cntd.ru/document/902249109 (дата обращения 15.01.2024).

9. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников» / под ред. Могильного М.П. — М.:Дели, 2007 г.

10. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред.член-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А. Тутельяна. — М.: ДеЛи принт, 2002. — 236 с.

11. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. — 72 с.

Обеспечение питанием школьников относится к приоритетным направлениям деятельности органов государственного управления [1]. Помимо мониторинга горячего питания проводимого с целью оценки эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в общеобразовательных организациях, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания учредителем общеобразовательной организации, государственными и муниципальными органами управления образованием и органами управления общеобразовательной организацией [2], Министерством просвещения Российской Федерации был организован и ведется онлайн-мониторинг питания учащихся начальных классов по фактическим меню, размещаемым на сайтах школ в специальном разделе [3, 4]. За три учебных года создана база 10,4 млн меню школьного питания от 38,6 тыс. пищеблоков образовательных организаций. Большой фактический объем данных позволяет косвенно судить о работе предприятий, поставляющих пищевую продукцию в школы страны и об организации школьного питания. Одной из групп готовых пищевых продуктов, поставляемых в школьные пищеблоки, являются хлебобулочные изделия. Количественные нормы и вид хлеба для школьного питания отражены в Приложении 1 к методическим рекомендациям по организации школьного питания [2]. Количество хлеба ржаного для школьника 7–11 лет должно составлять 80 г в сутки, количество хлеба пшеничного — 150 г. Целью данного исследования было изучение представленности видов хлеба в меню школьного питания страны.

Объекты и методы исследования. В качестве методов исследования использовали анализ и синтез. Инструментальным средством исследования была специально разработанная цифровая платформа мониторинга, с базой данных, построенной на отечественной платформе «1С:Предприятие 8.3», для анализа отобранных из базы данных использовали Excel. По состоянию на 1 января 2024 года в системе зарегистрировано 38,6 тыс. пищеблоков образовательных организаций [4]. В качестве объектов исследования использовали 1 004 968 меню, аккумулированных в базе за 1 полугодие 2023/24 учебного года.

Для Цитирования:
Ливинская С.А., Портнов Н.М., Анализ видов хлеба в школьных меню страны и их товароведная оценка. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: