По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.424.3:621.436

Анализ уровня надежности тепловозов в период жизненного цикла

Балагин Д.В. канд. техн. наук, доцент кафедры «Локомотивы», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, Омск, пр. Маркса, д. 35 E-mail: BalaginDV@omgups.ru
Якушин Р.Ю. канд. техн. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, Омск, пр. Маркса, д. 35 E-mail: Yakushinry@rambler.ru
Колмаков А. А. студент, кафедра «Локомотивы», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, Омск, пр. Маркса, д. 35

В статье с позиций единого жизненного цикла тепловозов, от создания до списания, рассмотрены основные факторы, влияющие на уровень их надежности. Значение этих факторов даст возможность связать математической моделью потенциальный уровень надежности, закладываемый в техническом задании на проектирование новых тепловозов, с фактической надежностью в конкретных условиях эксплуатации, и на этой основе определить оптимальные параметры системы технического обслуживания и ремонта, соответствующие максимальной эффективности использования тепловоза за весь жизненный цикл.

Литература:

1.Четвергов В.А., Балагин Д.В., Балагин О.В. Анализ факторов, определяющих надежность тепловозов на различных стадиях жизненного цикла // Известия Транссиба. Омский гос. ун-т путей сообщения. — 2014. — № 4 (20). — С. 72–79.

2.Данковцев В.Т., Киселев В.И., Четвергов В.А. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов: учебник. — М.: УМЦ ЖДТ, 2007. — 557 с.

Работа тепловозов осуществляется при различных режимах, что определяет некоторую специфику влияния на требуемый уровень надежности тепловоза и его узлов при их создании, а также фактическую надежность в эксплуатации, обеспечиваемую с помощью системы технического обслуживания и ремонта.

Поэтому на стации проектирования необходимо учитывать требования, предъявляемые к надежности тепловозов при их создании с учетом условий эксплуатации. Изменение потенциального уровня надежности, заложенного при создании тепловозов, происходит при их использовании в конкретных условиях эксплуатации под действием внутренних рабочих нагрузок и внешних факторов, свойственных внешней среде на том или ином тяговом участке. Под действием этих факторов в узлах и деталях тепловоза протекают процессы, приводящие к износу, старению материала деталей, разрегулировке взаимодействующих и сопряженных элементов, к снижению и, наконец, потере работоспособности, т.е. отказу. Изучение — качественный и количественный анализ этих процессов, необходимый для эффективного управления надежностью тепловозов на всех этапах их жизненного цикла. Таким образом, в процессе проектирования, изготовления, испытаний, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта необходимы полные и достоверные данные о причинах и последствиях повреждений и отказов.

Надежность является комплексным свойством тепловоза, которое включает в себя безотказность, долговечность и ремонтопригодность, а при хранении в условиях запаса (резерва) — и сохраняемость. Для конкретных типов тепловозов и условий их эксплуатации указанные аспекты надежности могут иметь различные нормируемые и фактические значения их показателей.

Требования, предъявляемые к надежности тепловозов, на стадии создания определяются общими техническими требованиями к магистральным и маневровым тепловозам, уточняются по техническим условиям на конкретный тип тепловоза и подтверждаются «Картой технического уровня и качества продукции» [1].

Для Цитирования:
Балагин Д.В., Якушин Р.Ю., Колмаков А. А., Анализ уровня надежности тепловозов в период жизненного цикла. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: