Выделяя в структуре формирования национального человеческого капитала такие составляющие, как здоровье, ожидаемая продолжительность жизни, трудовые ресурсы и уровень образования, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, особенно, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эф фективность и конкурентоспособность национальной экономики.
Но в реалиях современной российской экономики между системой образования и потребностями работодателей наблюдается определенный дисбаланс. Складывающийся перекос в сторону подготовки специалистов с высшим образованием (особенно по некоторым направлениям подготовки) приводит к обесцениванию высшего образования, с одной стороны, и недостаточной подготовке специалистов начального и среднего профессионального образования, с другой.
Система образования, обеспечивающая воспроизводство трудовых ресурсов, должна ориентироваться на требования современного уровня развития экономики, а также на существующие количественные и качественные потребности регионального рынка труда [1,3].
Проанализировав распределение уровней образования за 50 с лишним лет (рис. 1), можно увидеть, что имеется выраженная тенденция смещения в сторону высшего образования [8, 9, 10].
В 2000-е гг. продолжилась и достигла своего пика в 2011 г. тенденция, начавшаяся еще в 90-х годах, связанная с переходом к «массовому» высшему образованию. За период с 1991 по 2011 г. количество образовательных организаций высшего образования увеличилось с 514 до 1115, а численность студентов c 2,8 миллионов до 7 миллионов (табл. 1).
Экспансия высшего образования происходила в основном за счет увеличения количества негосударственных вузов и численности студентов заочной формы обучения.