По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.014.2.017 DOI:10.33920/sel-10-2505-03

Анализ свойств покрытий от серпентиновых геомодификаторов поверхностей трения

Дунаев А. В. д-р техн. наук, Е-mail: dunaev135@mail.ru, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. научн. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Показаны свойства триботехнических покрытий, а также возможные механизмы их образования при вводе в масла сопряжений трения серпентиновых геомодификаторов — гидросиликатов магния, никеля, алюминия.

Литература:

1. Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов. — Казань: Издание Казанского университета, 2013. — 272 с.

2. Васильков Д. В., Пустовой И. Ф., Пустовой Н. И. Анализ поверхностного слоя, формируемого минеральными модификаторами поверхности трения // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 11–13.

3. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н. Формирование смазочных слоев под воздействием на поверхности трения минеральных модификаторов трения // Трибология. Международная энциклопедия. Т. V. Масла, смазки, присадки для подвижных трибосопряжений, герметизация и уплотнения. — СПб.: ПГУПС, 2013. — С. 352–357.

4. Yuansheng J., Shenghua L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6Si4O10(OH)8 // Superlubricity. Edited by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. — Argonne, USA; and Jean-Michel Martin. — Ecole Centrale de Lyon, Lyon, France. — Еlsevier B.V., 2007. — Р. 445–469.

5. Додонова Д. А., Пичугин В. Ф., Лаптев Д. В. Влияние алюминийсодержащей смазочной композиции на процессы трения и изнашивания металлических пар // Труды ГОСНИТИ. — 2001. — Т. 108. — С. 245–249.

6. Пичугин В. Ф., Щербинин В. М. Элементный состав, строение и толщина защитных пленок на поверхностях трения пары «антифрикционный сплав-сталь в глицерине» // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 108. — С. 250–253.

7. Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения. — М.: Физматгиз, 1963. — 472 с.

8. Углерод // БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 26 — С. 448–450.

9. Селютин Г. Е. и др. Применение модифицированных наноалмазов для увеличения ресурса узлов трения // Труды ГОСНИТИ. —2011. — Т. 107 — Ч. 2. — С. 25–29.

10. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. — 2015. — № 2. — С. 49–54. EDN UCDLSZ.

11. Дорохов А. С. Входной контроль качества машиностроительной продукции, поставляемой сельскому хозяйству / Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. — М.: Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2010. — 211 с. ISBN 978-586785-267-2. EDN QLCENX.

12. Игнатов В. И., Дорохов А. С., Мишина З. Н., Герасимов В. С. Способы поддержки жизненного цикла сельскохозяйственной техники // Техника и оборудование для села. — 2018. — № 10. — С. 40–43. EDN YOGJLV.

13. Семейкин В. А., Дорохов А. С. Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». — 2007. — № 2 (22). — С. 92–94. EDN VYGHJB.

14. Никифорова Е. С. Использование имитационного моделирования в разработке систем поддержки принятия решений на предприятиях АПК / Е. С. Никифорова, Р. К. Курбанов // Сборник научных докладов ВИМ. — 2008. — Т. 2. — С. 208–216. EDN OYZZDX.

15. Курбанов Р. К. Алгоритм оценки эффективности уборочно-транспортного комплекса / Р. К. Курбанов // Тракторы и сельхозмашины. — 2011. — № 9. — С. 54–55. EDN OOKYMP.

Практика техсервиса техники может быть существенно дополнена нетрадиционной триботехникой как для безразборного восстановления изношенных сопряжений трения, так и для профилактики нового оборудования использованием серпентиновых геомодификаторов поверхностей трения (ГМПТ).

Ранее в РФ безразборным ремонтом обработано более полумиллиона различных изношенных агрегатов: автотракторных ДВС (в основном бензиновых), судовых и тепловозных дизелей, гидроагрегатов, коробок передач, ведущих мостов и другой машиностроительной продукции. В Японии РВС-ремонт автомобилей ряда японских автоконцернов проводят 27 автотехцентров, аналогично — в Финляндии, в Китае проводится госпрограмма такого обслуживания на ж.-д. транспорте. Имеется практика РВС-ремонта дизелей и оборудования судов в Германии, обработки моторов большегрузных карьерных автосамосвалов во Вьетнаме, Монголии, автомоторов в Италии, Сан-Марино, Испании, Чехии и в других странах. РВС- и RVS-препараты, кроме 20 фирм России, производят на Украине, в Японии, в Германии, Швеции. Свои оригинальные и высокоэффективные трибосоставы имеют и США.

Предшественником данного направления явились твердые смазочные материалы и твердосмазочные покрытия. Они вошли в специальное машиностроение века космоса и атомной энергетики. Но для рядовой техники целесообразнее нетрадиционная триботехника с обкаточными, профилактическими и особенно с ремонтно-восстановительными серпентиновыми трибосоставами, вводимыми в агрегаты при техническом сервисе. Анализу особенностей геомодификаторов поверхностей трения (ГМПТ) из высокодисперсных порошков гидросиликатов Mg, Al, Ni, Fe и посвящена статья.

Поставщики масел подвергали ГМПТ-трибосоставы обструкции как недомыслие. Но они, работая не с маслом, а с поверхностями трения, постепенно завоевывают доверие владельцев техники. И поэтому, например, во ВНИИ НП не игнорируют трибосоставы, а концерн ХАДО c 2000 г. выпускал как сами ГМПТ, так и масло к ним. К этому подходит концерн «Лукойл», фирма Oil Standart (рис. 1), а возможно, это без оглашения давно делает фирма Mobil.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Костомахин М. Н., Анализ свойств покрытий от серпентиновых геомодификаторов поверхностей трения. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: