Дата поступления рукописи в редакцию: 27.04.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 29.04.2024
Главной целью программы импортозамещения в России является обеспечение независимости обороноспособности страны от внешних поставок. В этом контексте становится необходимым изучение методов ценообразования, особенно в плане формирования цен на продукцию двойного назначения, как указано в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 12.08.2023) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [1].
В данном постановлении представлены пять методов ценообразования: анализа рыночных индикаторов, сравнимой цены, затратный, индексации базовой цены и индексации по статьям базовых затрат. Эти методы оказывают существенное влияние на процесс определения цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, и становятся ключевыми в стратегии обеспечения оборонной безопасности страны.
Методы установления цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, сопряжены с рядом недостатков. Эти методы оказываются не всегда применимы к продукции гражданского назначения, особенно в контексте конкуренции на гражданском рынке, где существуют иностранные компании, предлагающие аналогичные товары. Кроме того, ограничение максимальной цены контракта часто становится проблемой для предприятий, поскольку фактические затраты могут превышать установленную цену, что приводит к убыткам и банкротству предприятий, производящих уникальную продукцию. Нормативно-правовая база в области государственного оборонного заказа является слишком разветвленной и рекомендательной, что затрудняет процесс ценообразования. И в отсутствие прозрачности и цифровизации методов ценообразования некоторые производители включают необоснованные расходы в себестоимость продукции, что приводит к недобросовестному использованию государственных средств и увеличению объемов теневой экономики.