Согласно актуальным данным, психические расстройства и нарушения поведения составляют приблизительно 13 % общего бремени болезней среди подростков 10–19 лет [1], что указывает на то, что каждый восьмой случай заболеваемости и инвалидности в этой возрастной когорте обусловлен проблемами психического здоровья [2]. Такой показатель позволяет рассматривать психические расстройства как одну из доминирующих категорий патологий у подростков, сопоставимую по значимости с соматическими заболеваниями.
Распространенность проблем психического здоровья среди подростков, по данным ВОЗ и других исследователей, варьирует от 14 до 25 % в зависимости от региона и методологии оценки [1, 3]. Эта вариабельность указывает не только на реальные различия в эпидемиологической картине, но и на методологические проблемы в оценке психического здоровья, включая различия в диагностических критериях и системах учета.
Особый интерес представляет анализ региональных особенностей распространенности психических расстройств. В России психические расстройства, болезни нервной системы и врожденные аномалии развития составляют более 60 % причин детской инвалидности, что демонстрирует их исключительную социальную значимость [4, 5]. При этом наблюдается парадоксальная тенденция: на фоне общемирового тренда увеличения выявляемости психических нарушений в детско-подростковой популяции в некоторых российских регионах, например в городе Кирове, зафиксировано снижение как впервые выявленной заболеваемости, так и распространенности психических расстройств среди несовершеннолетних за период 2010–2022 гг., хотя показатели остаются выше среднероссийских [6].
Эта противоречивая динамика может свидетельствовать как о реальном улучшении психического здоровья детей в отдельных регионах, так и о системных проблемах в выявлении и регистрации случаев, изменениях в диагностических подходах или снижении доступности специализированной помощи.
Анализ структуры психической патологии у детей и подростков выявляет определенные закономерности. Масштабное репрезентативное исследование подростков в США (n = 10 123) продемонстрировало, что тревожные расстройства являются наиболее распространенными (31,9 %), за которыми следуют расстройства поведения (19,1 %), расстройства настроения (14,3 %) и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (11,4 %) [7]. При этом исследование выявило высокий уровень коморбидности — у 40 % подростков с психическими расстройствами наблюдается сочетание нескольких диагнозов, что указывает на комплексный характер психической патологии в этом возрасте.