Алкогольные напитки всегда были востребованы российскими потребителями. И, несмотря на рост цен и снижение уровня доходов населения в условиях эмбарго и ослабления валютного курса рубля, потребление алкоголя остается на высоком уровне. Существенный рост цен на импортируемую алкогольную продукцию привел к падению спроса на многие элитные спиртные напитки, в том числе на коньяк классического происхождения, т. е. французский. Поэтому актуальной темой является анализ современного состояния российских производителей коньячной продукции.
На сегодняшний день условия конкуренции на российском рынке коньяка являются непростыми для отечественных производителей, что в большей части обусловлено исторически сложившимися предпочтениями населения к коньячной продукции, производимой во Франции и Армении. Вместе с тем программа импортозамещения дает шанс на повышение востребованности коньяков российского производства. Курс на импортозамещение Россия взяла в 2014 году, после введения российских и антироссийских экономических санкций. Правительственная комиссия по импортозамещению была создана 4 августа 2015 года, и с того времени запущено уже 460 проектов по замещению сельхозпродукции.
Рынок алкогольной продукции представляет особый интерес для маркетингового и экономического анализа, поскольку обладает особой спецификой и является одним из важнейших источников пополнения бюджета.
Так, 19 октября 2015 года на Всероссийском саммите виноделов России был сделан прогноз, что государственная поддержка виноградарства и виноделия в 2015 году составит 1,015 млрд рублей. Руководитель Департамента регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза России А. Сироткин пояснил: за последние три года ежегодный объем господдержки практически утраивается. Если в 2014 году финансирование составляло 300 млн рублей, то в 2015 году этот объем будет доведен до 1 млрд 15 млн рублей, а в 2016 году планируется увеличить этот показатель в 2,4 раза.Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность по снятию временных ограничений на ввоз саженцев в Россию при одновременной господдержке национальных питомников. Важно, что в данном вопросе необходимо скоординировать усилия власти, бизнес-сообщества и науки.