По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Анализ состояния вопроса маркировки запасных частей для автомобильного транспорта

Карелина М. Ю. д-р техн. наук профессор, заведующий кафедрой деталей машин и теории механизмов, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: karelinamu@mail.ru
Балабин А. О. аспирант МАДИ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: aobalabin@gmail.com

В целях предотвращения возможного дефицита товаров, вызванного экономическими санкциями, в России был введен механизм параллельного импорта, позволяющий ввозить товары, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, без разрешения их правообладателей. В статье анализируются положительные и отрицательные стороны введения параллельного импорта для российской экономики. Особое внимание уделено поставкам контрафактных автомобильных запчастей и вопросам безопасности дорожного движения, возникающих при их эксплуатации. Дается анализ внедрения в России маркировки товаров в системе «Честный знак» и возможности ее применения для автомобильных запчастей, аксессуаров и технических жидкостей, что позволит защитить российский рынок от ввоза контрафактной продукции.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 (ред. от 28.06.2023) «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413173/.

2. Приказ Минпромторга России от 16.01.2024 № 135 « О внесении изменений в перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21 июля 2023 г. № 2701» [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=465213.

3. Карелина, М. Ю., Балабин, А. О. Анализ параллельного импорта автозапчастей в Российской Федерации / М. Ю. Карелина, А. О. Балабин // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2023. — № 9. — С. 22–28.

4. Карелина, М. Ю., Балабин, А. О. Параллельный импорт запасных частей для пассажирского транспорта: текущее состояние и перспективы развития / М. Ю. Карелина, А. О. Балабин // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2023. — № 11. — С. 21–29.

5. Карелина, М. Ю., Балабин, А. О. Международная маркировка товаров / М. Ю. Карелина, А. О. Балабин // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2024. — № 5. — С. 42–52.

6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 (ред. от 31.05.2024) «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин» [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=477461.

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 29.03.2022 Nо. 506 (as amended on 28.06.2023) "On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and means of individualization with which such goods are marked cannot be applied". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_413173/.

2. Order of the Ministry of Industry and Trade dated 16.01.2024 No. 135 "On Amendments to the List of Goods (Groups of Goods) for Which the Provisions of Articles 1252, 1254, Clause 5 of Article 1286.1, Articles 1301, 1311, 1406.1, Subparagraph 1 of Article 1446, Articles 1472, 1515 and 1537 of the Civil Code of the Russian Federation Do Not Apply, Provided That the Said Goods (Groups of Goods) Are Put into Circulation Outside the Territory of the Russian Federation by Copyright Holders (Patent Holders), as Well as with Their Consent, Approved by Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated July 21, 2023 No. 2701". Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=465213.

3. Karelina, M. Yu., Balabin, A. O. Analysis of parallel imports of auto parts in the Russian Federation. M. Yu. Karelina, A. O. Balabin. Customs regulation. Customs control. 2023, No. 9, рр. 22–28.

4. Karelina, M. Yu., Balabin, A. O. Parallel imports of spare parts for passenger transport: current status and development prospects. M. Yu. Karelina, A. O. Balabin. Customs regulation. Customs control. 2023, No. 11, рр. 21–29.

5. Karelina, M. Yu., Balabin, A. O. International labeling of goods. M. Yu. Karelina, A. O. Balabin. Customs regulation. Customs control. 2024, No. 5, рр. 42–52.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.12.2019 Nо. 1958 (as amended on 31.05.2024) "On approval of the Rules for marking tires with identifi cation means and the specifi cs of implementing the state information system for monitoring the circulation of goods subject to mandatory marking with identifi cation means, in relation to tires". Available at: https://normativ.kontur.ru/do cument?moduleId=1&documentId=477461.

В связи с началом специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией с 24 февраля 2022 г. на Украине, странами США, ЕС и их союзниками были введены в отношении Российской Федерации полномасштабные экономические санкции. В связи с этим более 1000 зарубежных компаний прекратили осуществление своего бизнеса в России и за короткий срок покинули нашу страну. В связи с возможностью возникновения дефицита товаров как для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, так и для производственных целей Российская Федерация, имеющая на тот момент практически во всех областях импортозависимую экономику, могла серьезно пострадать как в экономическом, так и в политическом плане.

Для решения указанных вопросов Правительство Российской Федерации вынуждено было пойти на легализацию параллельного импорта, который позволил защитить интересы отечественных потребителей и вернуть в страну товары компаний, ранее ушедших с российского рынка [1].

Ранее в нашей стране применялся национальный принцип исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, когда товары закупались исключительно у производителей, то есть правообладателей товарных знаков или их дистритбьютеров. Для импорта товаров требовалось разрешение от производителя при ввозе их на территорию РФ. Правообладатель устанавливал условия реализации своей продукции: проводил ценовую и рекламную политику, определял место введения товара в оборот, уполномоченного импортера своей продукции и т. д. Таким образом, производитель становился монополистом своей продукции на рынке. Ввоз продукции, обладающей интеллектуальной собственностью, без разрешения владельца товарного знака был запрещен и приводил к правовой ответственности. Производитель гарантировал качество товара, осуществлял гарантийное обслуживание, отслеживал цепочки поставок.

Согласно международному правилу торговли, страны сами решают, какой принцип исчерпания интеллектуального права выбрать. Так, например, в США, Канаде, Турции, Японии, Китае, Аргентине, Австралии, ЮАР, Индии и Сингапуре используется международный принцип исчерпания права интеллектуальной собственности.

Для Цитирования:
Карелина М. Ю., Балабин А. О., Анализ состояния вопроса маркировки запасных частей для автомобильного транспорта. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: