В связи с началом специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией с 24 февраля 2022 г. на Украине, странами США, ЕС и их союзниками были введены в отношении Российской Федерации полномасштабные экономические санкции. В связи с этим более 1000 зарубежных компаний прекратили осуществление своего бизнеса в России и за короткий срок покинули нашу страну. В связи с возможностью возникновения дефицита товаров как для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, так и для производственных целей Российская Федерация, имеющая на тот момент практически во всех областях импортозависимую экономику, могла серьезно пострадать как в экономическом, так и в политическом плане.
Для решения указанных вопросов Правительство Российской Федерации вынуждено было пойти на легализацию параллельного импорта, который позволил защитить интересы отечественных потребителей и вернуть в страну товары компаний, ранее ушедших с российского рынка [1].
Ранее в нашей стране применялся национальный принцип исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, когда товары закупались исключительно у производителей, то есть правообладателей товарных знаков или их дистритбьютеров. Для импорта товаров требовалось разрешение от производителя при ввозе их на территорию РФ. Правообладатель устанавливал условия реализации своей продукции: проводил ценовую и рекламную политику, определял место введения товара в оборот, уполномоченного импортера своей продукции и т. д. Таким образом, производитель становился монополистом своей продукции на рынке. Ввоз продукции, обладающей интеллектуальной собственностью, без разрешения владельца товарного знака был запрещен и приводил к правовой ответственности. Производитель гарантировал качество товара, осуществлял гарантийное обслуживание, отслеживал цепочки поставок.
Согласно международному правилу торговли, страны сами решают, какой принцип исчерпания интеллектуального права выбрать. Так, например, в США, Канаде, Турции, Японии, Китае, Аргентине, Австралии, ЮАР, Индии и Сингапуре используется международный принцип исчерпания права интеллектуальной собственности.