По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3 DOI:10.33920/sel-10-2008-01

Анализ состояния сельскохозяйственной техники в АПК

Игнатов В. И. д-р техн. наук, гл. спец., «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1, e-mail: ignatoww@inbox.ru
Герасимов В. С. вед. спец., «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1, e-mail: rosagroserv@list.ru
Мишина З. Н. ст. науч. сотр., «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1, e-mail: zoy4538@mail.ru
Андреева Д. В. инженер, «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1, e-mail: andreeva2797@outlook.com

В статье приведены результаты исследований, целью которых явилось определение критерия для дальнейшего использования сельскохозяйственной техники, достигнувшей предельного состояния: проведение капитального ремонта или ее утилизация с максимальным сохранением материальных ресурсов, как этого требуют принципы циркулярной экономики. Проведен анализ и обзор трудов отечественных и зарубежных ученых, а также результатов исследований по выявлению причин отсутствия действенного механизма определения предельного состояния конкретной сельхозмашины и критерия наступления этого состояния. Для решения поставленных задач проведены исследования технического состояния и стоимости компонентов, входящих в состав техники, поступающей на ремонтные предприятия отрасли в 12 регионах России. Определены зависимости изменения структуры деталей при различных сроках использования сельхозмашин. Полученные результаты показали, что цена ремонта машины зависит от уровня потери годности ее деталей, которые были разделены на три группы: годные без ремонта, годные после восстановления и утильные, которые не подлежат восстановлению. Построены зависимости цены капитального ремонта машины и дохода от реализации компонентов утилизируемой машины при различной потере ее годности, которые позволили определить границы дальнейшего использования машины, достигнувшей предельного состояния. Установлено, что потеря годности практически всех машин, поступающих сейчас на ремонтные предприятия, находится за границами предельного состояния, и техника должна утилизироваться. Предельное состояние машины наступает при потери ее годности в интервале 0,45 < Г[sub]п∑i[/sub]< 0,5. В этом интервале владелец машины может выбрать любой из двух вариантов дальнейшего ее использования: ремонтировать или утилизировать. При Г[sub]п∑i[/sub]< 0,45 более предпочтительным является капитальный ремонт. При Г[sub]п∑i[/sub]> 0,5 потребуется утилизация, при которой будет обеспечивается максимально возможное ресурсосбережение. Анализ проведенных исследований с учетом прошлого и зарубежного опыта позволит обосновать направление инженерной сферы АПК по поддержанию высокой технической готовности сельскохозяйственной техники.

Литература:

1. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года: утв. постановлением Правительства РФ от 25 янв. 2018 г. № 84-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/ y8PMkQGZLfbY7jhn 6QMruaKoferAowz J.pdf.

2. Россия 4.0: четвертая промышленная революция как стимул глобальной конкурентоспособности. DOI: https://tass.ru/pmef-2017/ articles/4277607.

3. Ellen MacArthur Foundation. Towards the circular economy; Ellen MacArthur Foundation: UK. 2013.

4. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Ветрова М. А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. — 2017. — Т. 33. — Вып. 2. — С. 244–268.

5. Ajukumar V., Gandhi O. Evaluation of green maintenance initiatives in design and development of mechanical systems using an integrated approach // Journal of Cleaner Production. — 2013. — Vol. 51. — P. 34–46.

6. Amelia L. et al. Initiating automotive component reuse in Malaysia // Journal of Cleaner Production. — 2009. — Vol. 17. — Is. 17. — Р. 1572–1579.

7. Guide J., Wassenhove L. The Evolution of Closed-Loop Supply Chain Research // Operations research. — 2009. — Vol. 57. — P. 10−18.

8. Завод John Deere в Мангейме. DOI: https://youtu.be/mhvyoArq1OI.

9. Заводы John Deere по производству лесозаготовительной техники. DOI: https://youtu.be/H0p9JJ0rHpo.

10. Braungart M., McDonough W. Cradle to cradle: Remaking the way we make things. — North Point Press, 2010. — 208 p.

11. Johnson M. R., McCarthy I. P. Product Recovery Decisions within the Context of Extended Producer Responsibility // Journal of Engineering and Technology Management. — 2004. — № 34. — С. 9–28.

12. Smith V. et al. The Impact of Automotive Product Remanufacturing on Environmental Performance // Procedia CIRP. — 2015. — Vol. 29. — P. 774–779.

13. Automotive Parts Remanufacturing Market: Global Industry Analysis and Forecast 2016–2024 / Persistence Market Research, 201.

14. ГОСТ 30479-97 Обеспечение износостойкости изделий. Методы установления предельного износа, обеспечивающего требуемый уровень безопасности. Общие требования. ИПК. — Издательство стандартизации, 1998.

15. Селиванов А. И. Основы теории старения машин. — М.: Машиностроение, 1970. — 408 с.

16. Taylor J. C. A statistical theory of depreciation. The journal of the American statistical Association. December, 1923.

17. Bundesgesetz über das Wirtschaftliche Recycling von Deutschland (vom 10/07/1996).

18. Игнатов, В. И., Макуев, В. А., Сиротов А. В. Техническая эксплуатация и технология ремонта машин и оборудования лесного комплекса: учебник (гриф УМО). — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. — 489 с.

19. Герасимов В. С. Создание вторичного рынка подержанной сельскохозяйственной техники в агропромышленном комплексе Российской Федерации // Труды ГОСНИТИ. — 2013. — Т. 113. — С. 33–43.

20. Создание вторичного рынка сельскохозяйственной техники. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. — 248 с.

21. Конкин Ю. А. Экономика ремонта сельскохозяйственной техники: Учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1990. — 366 с.

22. Горизонт 2020. Рамочная программа по исследованиям и инновациям. Практическое руководство для исследователей России 2014–2020. DOI: http://ncp.tsagi.ru/horizon2020/ upload/doc1.pdf.

До начала текущего века в большинстве стран преобладала линейная экономика, базирующейся на принципе take, make, waste («брать, производить, выбрасывать»). В настоящее время эти страны, используя компоненты «Индустрии 4.0», переходят от линейной экономики к новой концепции циркулярной экономики, в основе которой лежит цепочка take, make, reuse («бери, делай, используй повторно»), принцип «ноль отходов» (Zero waste), обеспечивающий максимально возможное сохранение материальных ресурсов, которые имеются в отходах.

Россия катастрофически отстает от стран-лидеров в решении этой проблемы на десятилетия. Только в 2018 г. распоряжением правительства России утверждена «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», в которой продекларирована необходимость создания в России промышленности по утилизации отходов. Но, как видно из текста этой Стратегии, она направлена на решение узкой задачи социального характера: создание системы утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) [1].

В Стратегии игнорируется опыт стран-лидеров, которые разработали и эффективно применяют более 20 лет системы утилизации выведенной из эксплуатации техники (ВЭТ), степень утилизации которой приближается к 95 %. А если учесть, что основные материальные ресурсы стран (в том числе России) расходуются на производство техники различных видов, то рентабельность утилизационных предприятий этих стран (кроме России) находится на уровне машиностроения. Специфика России состоит в том, что в ней отсутствует система утилизации, а следовательно, и ее инфраструктура. Это, в свою очередь, снижает интерес научного потенциала страны решать целый ряд специфических задач, касающихся этой проблемы.

К проблеме утилизации ВЭТ примыкает задача определения предельного состояния техники (определение оптимального срока службы), при котором ее целесообразно не ремонтировать, а утилизировать. Несмотря на то что задача определения предельного состояния техники решается не первое столетие, принципы циркулярной экономики изменили отношение к технике как объекту утилизации. Но для реализации этих принципов эта техника должна своевременно выводиться из эксплуатации и утилизироваться с учетом в первую очередь выгодных условий для собственников техники.

Для Цитирования:
Игнатов В. И., Герасимов В. С., Мишина З. Н., Андреева Д. В., Анализ состояния сельскохозяйственной техники в АПК. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: