Нормирование труда выступает важным элементом организации и оплаты труда, и от его обоснованности в значительной степени зависит эффективность использования персонала в организации. Без качественного нормирования труда невозможно успешно решить задачу ускорения темпов роста производительности труда, выступающего ключевым фактором развития экономики и повышения доходов населения. Обеспечению высокого качества и обоснованности норм труда способствует систематически проводимый анализ его состояния в организации.
При проведении анализа следует учитывать, что организация нормирования труда, имеющая многоаспектный характер, предусматривает необходимость учета комплекса организационно-технических, психофизиологических, социальных и экономических факторов. Организационно-технические факторы непосредственно связаны с организацией труда, режимами работы оборудования и длительностью технологического воздействия на предмет труда. Учет психофизиологических и социальных факторов необходим для сохранения здоровья, поддержания высокой работоспособности персонала и возможности реализации его творческого потенциала. Экономические факторы должны учитываться с целью выбора наиболее эффективной организации трудового процесса и достижения высоких конечных производственных результатов.
Выделяют текущий и итоговый анализ нормирования труда. Текущий анализ проводится менеджерами и специалистами отдела по управлению персоналом или отдела труда и заработной платы. Периодичность его проведения определяется планом, который, как правило, увязывается со сроками представления внутризаводской отчетности (квартал, месяц). Во время текущего анализа оценивается:
• уровень выполнения норм труда по компании и производственным подразделениям;
• распределение рабочих по уровню выполнения норм;
• численность и профессиональный состав работников, не выполняющих нормы;
• выполнение плана проверки и пересмотра норм по видам работ и подразделениям компании, в том числе с учетом передового опыта;
• выполнение плана проведения хронометражей, фотохронометражей и фотографий рабочего дня;
• выполнение плана разработки норм труда на новые виды работ и др.
Итоговый анализ, как правило, проводится по итогам года и включает в себя следующие этапы: этап планирования диагностики состояния нормирования труда; этап сбора информации; этап анализа информации, подготовки выводов и рекомендаций по устранению выявленных недостатков или использованию положительного опыта; этап подготовки заключения по результатам анализа. В ходе планирования уточняется выбор объекта (объектов) анализа, от которого зависит реальная польза предстоящих результатов, призванных обеспечить совершенствование системы нормирования труда. При планировании объема аналитических процедур и оценке последствий возможных искажений в отчетности целесообразно принимать во внимание существенность информации. Информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на объективность оценки состояния нормирования труда.
Важным требованием к собираемой в ходе аудиторской проверки информации является ее надежность и достаточность, которые должны обеспечить достоверность выводов по результатам анализа. Надежность информации и соответственно сделанные на ее основе выводы зависят от источника и формы ее представления. Информацию можно считать более надежной и достоверной, если она собрана непосредственно проверяющими и если существующие в организации системы учета и контроля являются эффективными. Также более надежной является информация, полученная из форм отчетности и в виде документов и письменных заявлений по сравнению с представленной в устной форме.
Источниками информации о состоянии нормирования труда являются формы статистической отчетности и внутрипроизводственного учета (выполнение норм труда, использование рабочего времени, наряды и нормированные задания, отчеты о выполнении планов оргтехмероприятий и пересмотра норм, заявления о пересмотре норм по инициативе работающих, результаты труда персонала и т.д.). После завершения процесса сбора информации производится ее оценка на предмет полноты, приемлемости и достоверности. Если полученная информация является недостаточной для достижения целей анализа, то проводится работа по сбору необходимой дополнительной информации.
На этапе анализа сравниваются оценочные показатели, характеризующие состояние нормирования труда, с нормативами и стандартами, а также с показателями деятельности других организаций и их кадровых служб. При анализе выявляются причины различий между оцениваемыми показателями, с одной стороны, и плановыми показателями, стандартами, отраслевыми и межотраслевыми нормативами (если они актуализированы), показателями аналогичных компаний — с другой стороны. Если в ходе анализа выяснится, что показатели функционирования системы управления персоналом ниже стандартов или аналогичных показателей других организаций, то выявляются причины и разрабатываются мероприятия по совершенствованию нормирования труда.
Цель анализа нормирования труда — оценка системы нормирования труда и проводимых на предприятии мероприятий по ее совершенствованию.
Задачи анализа нормирования труда:
• оценка состава и обоснованности нормативного хозяйства, практики использования нормативов при установлении норм труда;
• диагностика уровня охвата работ нормированием по категориям персонала и структурным подразделениям;
• оценка организационно-технической и экономической обоснованности норм труда;
• оценка психофизиологической и социальной обоснованности норм труда;
• оценка мероприятий по обеспечению оптимальной интенсивности труда работников с целью сохранения их длительной работоспособности и здоровья;
• диагностика структуры затрат рабочего времени рабочих и разработка мероприятий по улучшению его использования;
• диагностика структуры затрат рабочего времени работников умственного труда и обоснование методики нормирования их труда;
• оценка уровня выполнения норм труда, плана их замены и пересмотра, а также обоснованности и равнонапряженности по категориям персонала;
• оценка выполнения плана получения экономии от снижения трудоемкости продукции в результате совершенствования нормирования труда;
• диагностика установленного порядка поддержания прогрессивности норм;
• оценка системы управления нормированием труда, состава нормировщиков и мероприятий по повышению уровня их профессиональной подготовки;
• оценка практики участия персонала в совершенствовании нормирования труда;
• диагностика состояния организации труда, научные подходы к которой являются важнейшим условием внедрения перспективных и эффективных норм труда;
• оценка влияния нормирования труда на повышение его производительности.
В ХХI веке — веке производительности умственного труда — особое значение приобретает использование научных подходов к нормированию творческого труда. Соответственно, во время диагностики повышенное внимание целесообразно уделить оценке содействия нормирования труда возможности реализации творческого потенциала работников, занятых умственным трудом.
При проведении анализа необходимо проверить, чтобы нормы труда, которые обусловлены технологией производства и организацией труда, и от которых зависит уровень производительности труда и заработной платы работников, были обоснованы с организационно-технической, экономической, психофизиологической и социальной сторон.
Под организационно-техническим обоснованием понимается такое обоснование нормы труда, которое соответствует уровню научной организации и условиям эффективного использования технических и технологических возможностей производства и применяемых предметов труда. Экономическое обоснование предусматривает рациональное использование рабочей силы, позволяющее обеспечить достижение наиболее высоких результатов при наименьших трудозатратах. Психофизиологическое обоснование базируется на таких вариантах работы, которые обеспечивают отсутствие или минимальное влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной среды. При социальном обосновании предусматривается повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего гармоничного развития личности и стабильности персонала в организации.
Необходимо также выяснить причины установления более высоких норм труда, которые могут быть использованы только при внедрении работодателем новой техники и технологии, проведении организационных и иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда (исключение составляют ошибочно установленные нормы). При этом важно оценить, проводился ли пересмотр норм труда в связи с проводившимися в компании изменениями в технологии и организации производства товаров и оказания услуг, а также проанализировать, насколько обоснованным был этот пересмотр норм труда.
При анализе состава и обоснованности нормативного хозяйства диагностируется перечень и структура используемых нормативов (например, удельный вес используемых межотраслевых, отраслевых1 и местных нормативов), наличие устаревших нормативов, количество пересмотренных нормативов и причины их замены. Удельный вес работ, нормируемых по каждому виду норматива, определяется по следующей формуле:
Ув = Тн : Тобщ х 100,
где: Ув — удельный вес работ, нормируемых по каждому виду норматива;
Тн — суммарная трудоемкость работ, пронормированных по данным нормативам;
Тобщ — общая трудоемкость всех нормируемых работ.
При оценке качества применяемых нормативов проводится сравнение установленных по ним норм с результатами хронометража (фотохронометража) одних и тех же производственных операций или процессов. Если отклонения превышают 10 %, устанавливаются причины этих отклонений.
В ходе анализа выявляются изменения в охвате работ нормированием труда. Удельный вес работников, труд которых нормируется (Увн), рассчитывается по следующим формулам:
Увн = Чнр : Чобщ х100 или Увн = Тнр : Тобщ х 100,
где: Чнр — численность работников, труд которых нормируется по нормам времени, выработки, обслуживания, численности, а также по нормированным заданиям;
Чобщ — общая численность работников предприятия или его подразделения;
Тнр — время, отработанное на нормируемых работах в чел.-час.; для рабочих и технических исполнителей оно определяется делением нормо-часов на коэффициент выполнения норм, а для остальных категорий персонала — как табельное время минус потери, целосменные и внутрисменные отвлечения;
Тобщ — табельное время всего персонала, час.
Анализ уровня охвата работ нормированием проводится не только в среднем по предприятию, но и по структурным подразделениям, а также по категориям персонала.
Оценка уровня выполнения норм труда предусматривает анализ распределения рабочих по проценту выполнения норм выработки.
Особое внимание при анализе данных, представленных в таблице, наряду со средними показателями, уделяется тем видам работ и производственным операциям, при выполнении которых не выполняются нормы выработки (процент выполнения норм ниже 100 %), и тем, при выполнении которых процент выполнения норм выработки превышает 120–150 %. В этом случае выясняются причины имеющихся значительных отклонений, среди которых могут быть либо недостаточная квалификация рабочих, либо ошибочные нормы выработки.
Чтобы поддерживать прогрессивность и обоснованность норм труда предприятия, систематически должны проверять действующие нормы, заменять заниженные нормы более прогрессивными, пересматривать нормы в соответствии с утвержденным планом. Наличие или отсутствие такой работы, а также ее содержание и планирование необходимо оценить при анализе нормирования труда.
Структуру норм можно проанализировать по двум параметрам — их обоснованности и периоду действия. При оценке обоснованности выделяют технически обоснованные и опытно-статистические нормы, удельные веса которых определяют как по количеству норм, так и по трудоемкости работ. По периоду действия выделяют условно-постоянные, временные, сезонные и разовые нормы. Если возрастает удельный вес временных норм, то это свидетельствует об имеющих место упущениях в оперативном управлении нормированием труда.

При оценке обоснованности норм труда ориентируются не только на отчетность, но и проверяется методика отнесения норм к обоснованным. Прогрессивность нормативных материалов, используемых для установления обоснованных норм, оценивается с помощью контрольных хронометражных наблюдений.
Чтобы оценить равнонапряженность норм, анализируются загрузка работника в течение смены и средний уровень выполнения норм по конкретному виду работ, исчисленный по фактически отработанному времени. Средний уровень выполнения норм по данному виду работ сопоставляется с таким же показателем по другим видам. Разная напряженность норм труда негативно сказывается на системе стимулирования персонала, приводит к увеличению текучести кадров, которая сопровождается снижением конкурентоспособности предприятия.
Проверка качества норм времени проводится непосредственно на рабочих местах в следующей последовательности:
1. Сопоставляются запроектированные и фактические условия выполнения работ.
2. Сопоставляются запроектированное и фактическое содержание работы, методы ее выполнения, проводится их анализ и определяется рациональный вариант трудового процесса.
3. Проводится изучение затрат рабочего времени (хронометраж, фотография рабочего дня), по результатам которого определяются затраты времени на выполнение производственных операций и их элементов, на обслуживание рабочих мест, подготовительно-заключительные работы, степень занятости рабочего основной работой, использование рабочего времени.
4. Действующие нормы труда сравниваются с результатами хронометража и оцениваются с учетом результатов фотографии рабочего дня.
5. Фактические затраты рабочего времени сопоставляются с затратами, предусмотренными действующими нормами, и установленными по прогрессивным нормативам. При этом изучается правильность применения нормативных материалов для нормирования труда, проверяется соответствие объемов работ, по которым осуществлена оплата труда, с фактическими объемами.
Во время диагностики оценивается система планирования мероприятий по совершенствованию нормирования труда в организации. В системе плановых мероприятий, как правило, предусматривается аттестация норм труда. Аттестованными признаются те нормы, которые организационно-технически, психофизиологически и социально обоснованы, соответствуют достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда, требованиям эргономики. Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются неаттестованными. Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего проведения техникотехнологических и организационных мероприятий. Во время диагностики оценивается, как поставлена плановая работа по совершенствованию нормирования труда, а также степень выполнения запланированных мероприятий. Оценивается количество норм, пересмотренных:
• в связи с изменением организационно-экономических условий;
• на основе рационализаторских предложений по инициативе исполнителей работ.
Особое внимание в современных условиях, когда увеличивается доля работников умственного труда, должно быть уделено оценке социальной обоснованности норм труда. Для работников, занятых творческим трудом, должны разрабатываться такие нормы труда, которые создают комфортные условия для творчества, учитывают психофизиологические и социальные факторы для достижения максимального результата. Соответственно, при диагностике норм труда творческих работников на первое место выдвигается оценка влияния этих норм на результаты деятельности, уникальность и востребованность разработанной работниками творческого труда продукции.
Одним из основных показателей оценки норм труда высших руководителей является норма подчиненности, которая устанавливается по числу от 5–6 до 8–10 подразделений, служб, цехов. Нормы подчиненности для линейных руководителей устанавливаются с учетом степени централизации функциональных служб. Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров, которые колеблются в широких пределах (от 10 до 60 человек) при средней норме — 25 человек [2].
При оценке состояния нормирования труда анализируется состав и структура работников, занимающихся этой работой. Анализ количественного состава нормировщиков проводится по уровню их нагрузки, которая определяется по числу работников, приходящихся на одного нормировщика, и количеству действующих норм труда. Анализ проводится как по предприятию в целом, так и по структурным подразделениям. Если имеют место различия в нагрузке, то разрабатываются рекомендации по ее выравниванию. Проводится также анализ уровня профессиональной подготовки и навыков нормировщиков: общее образование, специальное образование, стаж работы по специальности, возраст, периодичность повышения квалификации.
Анализу подлежит и содержание коллективного договора, работа профсоюзного комитета по участию в повышении качества нормирования труда, выявлению ошибочных норм труда, особенно с точки зрения их социальной и психофизиологической обоснованности.
По результатам проведенной диагностики нормирования труда предлагаются мероприятия по его совершенствованию, которые могут быть объединены в следующие группы:
• расширение сферы нормирования труда в целях увеличения удельного веса работников, труд которых нормируется;
• повышение качества норм и нормативных материалов;
• совершенствование нормативной базы;
• расширение работы по проведению наблюдений и исследований;
• привлечение рабочих и специалистов к разработке предложений по повышению качества норм;
• оптимизация количественного и качественного состава нормировщиков и систематическое повышение их квалификации.
Экономическая эффективность изменения норм оценивается, как правило, относительной величиной высвобождения численности работающих. При изменении норм времени (выработки) у рабочих-сдельщиков, а также нормированных заданий у рабочих-повременщиков относительная экономия (высвобождение) численности определяется по формуле:

где: Эч — относительная экономия (высвобождение) численности, чел.;
Тр1 и Тр2 — норма времени на единицу продукции (работ) до и после внедрения мероприятия, нормо-час.;
Qr — годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятий до конца года, в натуральном выражении;
Φrрв — годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час.;
Кв.н.б. и Кв.н.п. — коэффициенты выполнения норм выработки до и после внедрения мероприятий.
Например, норма времени на единицу продукции до и после внедрения мероприятий составляла соответственно 11 нормо-час. и 10 нормо-час. Годовой объем производства данной продукции после внедрения мероприятий составляет 17 тыс. ед. Годовой фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего составляет 1700 час. Коэффициенты выполнения норм выработки составили до и после внедрения мероприятий соответственно 110,0 и 105,0 %.
Тогда относительная экономия численности за счет внедрения мероприятий по совершенствованию нормирования труда составила 5 человек.
Эч = (11 : 1,1–10 : 1,05) х 17 000 : 1700 = 5 человек.
При изменении норм обслуживания относительная экономия (высвобождение) численности вспомогательных рабочих в расчете на год определяется по формуле:

где: Н — общее количество объектов обслуживания (оборудования, основных рабочих и т.д.);
Ноб — норма обслуживания в базисном периоде (количество обслуживаемых объектов одним рабочим);
Нон — норма обслуживания в плановом периоде в результате реализации выявленных резервов улучшения использования рабочего времени (количество обслуживаемых объектов одним рабочим);
Ксм — коэффициент приведения к среднесписочной численности;

где: Чнрд — число номинальных дней, определяемых по балансу рабочего времени одного среднесписочного рабочего;
Чярд — число явочных дней, определяемых по балансу рабочего времени одного среднесписочного рабочего;
М — количество месяцев в году, в течение которых действовала новая норма обслуживания.
Например, количество единиц оборудования в цехе составляет 100 ед. Норма обслуживания одним рабочим до и после внедрения мероприятий составила 4 и 5 ед. оборудования.
Коэффициент приведения явочной численности к среднесписочной составил 1,2 (260 : 217), где 260 и 217, соответственно, число номинальных и явочных дней в году на одного работника.
По новым нормам обслуживания рабочие стали работать с июля. Тогда относительная экономия численности составит 3 человека.
Эч = (100 : 4–100 : 5) х 1,2 х 6 : 12 = 3 человека.
При анализе социальной обоснованности норм труда оценке также подлежит дифференциация норм затрат труда для мужчин и женщин, молодых работников, работников среднего возраста, пожилых людей.
Таким образом, анализ позволяет оценить деятельность экономистов по труду и нормировщиков в области нормирования труда в организации, дать оценку организационнотехнической, психофизиологической и социальной обоснованности норм труда, выявить имеющиеся резервы и рассчитать возможную экономию численности персонала в случае их использования, что позволит повысить производительность труда компании и соответственно — трудовой доход каждого работника.
СТРОЙКОМПЛЕКС БУДЕТ ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРОГРАММЫ РЕНОВАЦИИ
Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве (ЦЭИИС) получил лицензию на образовательную деятельность, которая дает право готовить специалистов, занятых в реализации программы реновации, сообщил директор Центра Виктор Егоров.
«Учебный центр готов не только обучать, но и проводить аттестацию и переаттестацию специалистов, занятых при возведении зданий по программе реновации. На уровне города уже утверждены стандарты отделки квартир в домах по программе реновации. Мы будем контролировать качество отделки по этим требованиям и готовы обучать этому других», — сказал В. Егоров.
По его словам, возможности Центра позволяют не только читать лекции, но и закреплять полученные знания на практике в лабораториях ЦЭИИС.
В Центре разработано 15 учебных программ: «Контроль качества в строительстве», «Геодезический контроль», «Лабораторный контроль», «Аккредитация испытательных лабораторий (центров) в национальной системе аккредитации» и др.
«Слушатели смогут выехать на объекты и поучаствовать в исследованиях и измерениях. Преподавателями будут как специалисты ЦЭИИС и Мосгосстройнадзора, проработавшие на стройке не один год, так и привлеченные опытные педагоги из строительных НИИ», — отметил В. Егоров.
С полным перечнем программ можно ознакомиться на официальном сайте ГБУ «ЦЭИИС». Группы формируются при наборе 10 и более слушателей.
Курсы будут интересны заказчикам-застройщикам, строительным организациям в области контроля и технадзора за выполнением строительных работ, а также строительным лабораториям.
«По поручению мэра Сергея Собянина на базе Центра экспертиз создается специальное подразделение по контролю за качеством строительства жилья по программе реновации. Сейчас комплектуется штат, закупается дополнительное оборудование. Свою работу подразделение начнет с января 2018 года. Это позволит нам полностью охватить лабораторно-инструментальными исследованиями жилые дома, возводимые по программе реновации, и контролировать качество работ на всех этапах», — прокомментировал председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко.
stroi.mos.ru