* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, тема проекта «Оценка эффективности размещения производства органической продукции растениеводства в условиях формирования зеленой экономики в Российской Федерации» №1.
Основными характеристиками зеленой экономики являются сокращение углеродного следа, ресурсосбережение и социально инклюзивная реализация всех процессов. В зеленой экономике рост занятости и доходов обусловлен государственными и частными инвестициями в такую экономическую деятельность, инфраструктуру и активы, которые позволяют сократить выбросы углерода и загрязнение, повысить эффективность использования энергии и ресурсов, а также предотвратить утрату биоразнообразия и экосистемных услуг. Таким направлением в аграрном секторе является развитие органического производства. Переход производителей на новые способы и технологии в сельском хозяйстве связан с высокими затратами, что может привести к снижению уровня эффективности деятельности при отсутствии роста доходов. Поэтому обоснование перспектив развития органического производства является актуальным вопросом во многих исследованиях российских и зарубежных ученых [1, 2, 4, 15, 16].
Особая роль в обеспечении доходов товаропроизводителей агропромышленного комплекса России принадлежит экспорту сельскохозяйственной продукции, что подтвердили и результаты изучения последствий кризиса 2020–2021 гг., вызванного пандемией. По итогам 2020 г. отмечен рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в целом на 19,2% и зерна на 27,7% по сравнению с предыдущим периодом. В то же время в Великобритании экспорт зерна сократился на 27,2%, в Китае на 14,4% (по данным базы данных международной торговли — TrendEconomy.com). Современные тенденции потребительских предпочтений в странах с развитой экономикой основаны на принципах здорового питания, предполагающих потребление органических продуктов [8, 13]. Для обеспечения положительного влияния экспортного фактора на устойчивость сельского хозяйства необходимо ориентировать производство на удовлетворение потребительского спроса на мировом рынке, в том числе следование мировым тенденциям использования органической продукции [11]. Органические продукты понимаются в соответствии с определением ФАО как продукты, произведенные в соответствии с определенными социально-экономическими и экологическими правилами, такими как типы и количество используемых внешних факторов (часто называемых химическими удобрениями и пестицидами), сохранение природных ресурсов (биоразнообразие, почва и вода), расширение прав и возможностей мелких и семейных фермерских хозяйств и благополучие животных [1]. В российских стандартах органической продукцией признается продукция, произведенная в соответствии с правилами органического производства, без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, генетически модифицированных организмов, не обработанные с применением ионизирующего излучения и не содержащие остатков запрещенных и вредных веществ, а также продукты их переработки [3].