Сфера образования является одной из стратегически важных сфер на государственном уровне. Такие черты современного мирового сообщества, как глобализация мирового экономического пространства, модернизация экономики напрямую зависят от образовательной сферы, так как учебные заведения являются транслятором этих явлений. При том, что образование не влияет прямо на макроэкономические процессы в государстве, оно определяет динамику и направление развития общества. Поэтому образование рассматривается как важнейший инструмент влияния на благосостояние и нравственное развитие общества.
Для дальнейшего динамичного развития образовательной сферы необходимо создавать систему мотивации для привлечения высококвалифицированных работников, основой которой служит эффективная система оплаты труда. Исторический опыт прогрессивного развития образовательной сферы выявляет прямую взаимосвязь между качеством образования и объемом финансирования сферы образования в части оплаты труда педагогов. Примерами служат США, Швеция, Германия и Япония, где затраты на образование составляют 5,5–8,3% государственного бюджета.
В современных экономических условиях на государственном уровне в РФ проводится политика, направленная на модернизацию сферы образования, в результате которой численность учебных заведений сокращается за счет модернизации сельских образовательных учреждений, сокращения количества педагогических работников. В большей степени меры оптимизационного характера коснулись и муниципальных образовательных учреждений в г. Пензе.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что заработная плата работников системы образования имеет свои характерные особенности, вызванные тем, что фонд оплаты труда педагогов муниципальных образовательных учреждений формируется путем перераспределения национального дохода через бюджетную систему. Поэтому возникла необходимость в разработке такой системы оплаты труда работников системы образования, которая будет соответствовать не только количеству часов по ставке работника образования, но и не будет сказываться отрицательно на качестве преподавания.