В 2019 году был получен суммарный прирост по объему рекламы в средствах ее распространения плюс 5% и достиг почти 500 млрд руб. Однако ранее динамика была существенно лучше и рост объема рекламы в среднем составлял 10–12% ежегодно.
Основной причиной снижения является экономическое положение в стране. По данным Росстата, в сравнении с 2014 годом реальные доходы населения упали на 10 %. В связи с этим покупательские расходы сокращаются, люди вынуждены сокращать и свою потребительскую активность, покупать более дешевые товары вместо дорогих и т. д. Соответственно, рекламодатель тратит свои средства не на маркетинговые коммуникации, а на ценообразование и прочие вынужденные активности.
Драматическое снижение цен на нефть (вплоть до отрицательных значений) и невероятное влияние пандемии на мировую и отечественную экономику приводит нас к пониманию того факта, что в 2020 году и в последующий период ситуация в рекламном бизнесе 2019 года будет нам казаться сказочно благополучной.
Как и другие сегменты (за исключением Интернета), телевизионные доходы от рекламы составили минус 6 % от 2018 года. Поступление доходов от рекламы в 2019 году можно разделить на два этапа:
— первое полугодие, где было отмечено падение на минус 9–10%,
— второе полугодие, где ситуация улучшилась, хотя и не вышла в ноль. Более того, в январе 2020 года мы даже имели некую плюсовую динамику.
Несмотря на то что на момент написания статьи население России находилось в режиме самоизоляции, телесмотрение заметно увеличилось, на некоторых каналах плюс 20 %, это, к сожалению, не сказалось на рекламных бюджетах.
Для радиобизнеса 2019 год оказался знаменательным. Поступившие средства от рекламодателя позволили радийщикам подняться с последнего места, которое они занимали с 2009 года среди других средств распространения рекламы. Радио ненамного обошло прессу. В принципе, говорить о том, что на радио происходят какие-то турбулентные явления, не следует. Этот носитель развивается в целом в рамках развития рекламной индустрии.