Мировой объем производства овощей и зеленных культур постоянно растет, составляя по итогам 2015 г. около 1 млрд т. Во многих развитых странах поддержка отросли овощеводства является одним из основных направлений деятельности в политике обеспечения здорового питания, уступая в приоритетах только исключению из национального рациона опасных для здоровья продуктов [1].
Российские реалии таковы, что на 1000 жителей приходится около 90 т произведенной продукции растениеводства, при этом в развитых странах принято считать за норму 350–400 кг на человека.
В ходе развития экономического кризиса и обострения отношений с Евросоюзом и рядом других государств в 2014 г. в России свежие овощи дополнили список санкционных товаров, что резко ограничило объем импорта овощей из целого ряда стран, в том числе и из Турции — одного из крупнейших поставщиков овощей и фруктов для России. Такая ситуация и отсутствие тенденции к возвращению прежнего положения дел послужили своего рода толчком к развитию российского овощеводства.
По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», суммарный ввоз основных видов овощей (лук, чеснок, капуста, свекла, морковь, томаты, огурцы, кабачки, баклажаны, редис, сладкий перец) в 2015 г. снизился по отношению к аналогичному периоду 2014 г. на 33,6 %, или на 309,6 тыс. т, и составил 612,4 тыс. т (без учета поставок из Белоруссии и Казахстана) [2].
В 2015 г. с открытого грунта было собрано 86,3 % всех овощей и зеленных культур. Закрытый грунт составляет всего 13,7 % от общей массы. При этом валовой сбор овощей по стране составил более 5 млн т. Снижение объемов ввоза всех видов овощей в первую очередь обусловлено ослаблением курса рубля по отношению к иностранной валюте. Вследствие этого импортная продукция существенно подорожала на внутреннем рынке.
Есть вероятность дальнейшего повышения цен в силу изменения баланса между спросом и предложением, а также полного исчезновения некоторых зеленных культур, которые производятся в России в малых объемах, например листовой сельдерей. В то же время выход с рынка сильных зарубежных игроков открыл множество дверей для отечественных товаропроизводителей, особенно во внесезонное время.