Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за последние пять лет количество активного трудового населения составило около 75 млн человек. Наряду с этим среди всех занятых в Российской Федерации почти 4 млн человек работают более 40 часов в неделю [6]. Согласно данным исследовательского центра сайта «Зарплата.ру», почти треть работающих россиян не успевают поесть на работе и испытывают определенные проблемы с питанием, так или иначе связанные с рабочим режимом [2].
Ускорение темпа жизни, а также ограничение свободного времени вносят свои коррективы в организацию питания. Стоит отметить, что тренд готовой еды получил большое развитие за счет пандемии Covid-19. Во время пандемии были сформированы некоторые паттерны поведения, оказавшие непосредственное влияние на развитие рынка готовой еды: сокращение частоты визитов в магазин; рост доли онлайн-продаж; удаленная работа; ограничение работы заведений общественного питания.
Учитывая современные тенденции, меняется рынок продуктов питания. Одним из наиболее значимых изменений последних лет стал сегмент готовой еды [4; 7–11]. В данный сегмент рынка можно отнести:
• готовую еду без подогрева, которую можно употребить без какой-либо дополнительной обработки (сэндвичи, салаты, холодные супы и др.);
• готовую еду с подогревом, требующую разогрева в духовом шкафу или СВЧ (супы, омлеты, фаршированные блины);
• полуфабрикаты — готовую еду, требующую дополнительной термической обработки в течение некоторого времени.
Цель исследования: оценить рынок готовой еды в мире и РФ, выделить основные тренды потребления и пути дальнейшего развития.
Публикации ученых и специалистов, содержащие сведения по развитию рынка готовых продуктов, официальные документы. Использованы данные как отечественных, так и иностранных авторов, имеющиеся в открытых источниках, включая ресурсы научных электронных библиотек: https://elibrary.ru/, https://cyberleninka.ru/.
Рынок готовой еды представлен разнообразными сегментами, некоторые из них представлены на рис. 1. Часть из них представляют собой заведения общественного питания, часть — торговые заведения, имеющие цеха для приготовления готовой пищи.