По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 664.951

Анализ рынка готовой к употреблению в пищу продукции из водных биологических ресурсов

Д.В. Полещук Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Россия, Владивосток, E-mail: poleshchuk.dv@dgtru.ru
Н.Л. Корниенко Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Россия, Владивосток

Напряженный образ жизни, а также повышение покупательной способности приводят к увеличению рынка готовых продуктов, как полуфабрикатов, так и блюд, готовых к употреблению. Готовые к употреблению продукты считаются альтернативой домашней пище. Мировой рынок готовой продукции из рыбы и нерыбных водных объектов имеет положительную динамику со среднегодовым темпом роста порядка 0,98 млрд долл. США. Россия имеет высокий потенциал как в целом по рыбе и морепродуктам, так и в производстве и реализации готовой продукции из них. Ключевым аспектом увеличения доли готовой продукции из водных биоресурсов должно стать развитие российского рыбохозяйственного комплекса в части глубокой переработки, что позволит нарастить объемы производства готовой продукции.

Литература:

1. ВЭД: Готовая продукция из рыбы и морепродуктов: аналитический обзор // Агроэкспорт. — 2021. — 28 с.

2. Исследовательский центр «Зарплата.ру». — Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. — https://www.zarplata.ru/ (дата обращения: 08.04.2024).

3. Колончин, К.В. Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития / К.В. Колончин // Пищевая промышленность. — 2019. — № 2. — С. 36–39.

4. Пластинина, Н.В. Анализ рынка готовых блюд в России / Н.В. Пластинина, О.А. Белоглазова // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 10 (22). — С. 122–125.

5. Российский рынок готовой кулинарии 2023 // РБК Исследования рынков. — 2023. — 132 с.

6. Федеральная служба государственной статистики. — Официальный интернетпортал правовой информации [сайт]. — https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.04.2024).

7. Хацкелевич, А.Н. Стратегия развития сектора «готовая еда» в рамках локального ритейла / А.Н. Хацкелевич, Д.В. Титкова // Бизнес и дизайн ревю. — 2021. — № 2 (22). — С. 4–19.

8. Aviles, M.V. Effect of familiarity of ready-to-eat animal-based meals on consumers’ perception and consumption motivation / M.V. Aviles, E.F. Naef, R.A. Abalos, L.H. Lound et al. // International Journal of Gastronomy and Food Science. — Vol. 21. — 2020. — P. 100225. — DOI: 10.1016/J.IJGFS.2020.100225.

9. Chandrasekara, A. The use of antioxidants in ready-to-eat (RTE) and cook-chill food products / A. Chandrasekara, F. Shahidi // Handbook of Antioxidants for Food Preservation. — 2015. — Р. 433–446.

10. Honkanen, P. Russian consumers’ motives for food choice/ P. Honkanen, L. Frewer // Appetite. — 2009. — Vol. 52, Is. 2. — P. 363–371. — DOI: 10.1016/j.appet.2008. 11.009.

11. Massaglia, S. et al. Consumer attitudes and preference exploration towards fresh-cut salads using best-worst scaling and latent class analysis / S. Massaglia et al. // Foods. — 2019. — Vol. 8. — № 11. — P. 568.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за последние пять лет количество активного трудового населения составило около 75 млн человек. Наряду с этим среди всех занятых в Российской Федерации почти 4 млн человек работают более 40 часов в неделю [6]. Согласно данным исследовательского центра сайта «Зарплата.ру», почти треть работающих россиян не успевают поесть на работе и испытывают определенные проблемы с питанием, так или иначе связанные с рабочим режимом [2].

Ускорение темпа жизни, а также ограничение свободного времени вносят свои коррективы в организацию питания. Стоит отметить, что тренд готовой еды получил большое развитие за счет пандемии Covid-19. Во время пандемии были сформированы некоторые паттерны поведения, оказавшие непосредственное влияние на развитие рынка готовой еды: сокращение частоты визитов в магазин; рост доли онлайн-продаж; удаленная работа; ограничение работы заведений общественного питания.

Учитывая современные тенденции, меняется рынок продуктов питания. Одним из наиболее значимых изменений последних лет стал сегмент готовой еды [4; 7–11]. В данный сегмент рынка можно отнести:

• готовую еду без подогрева, которую можно употребить без какой-либо дополнительной обработки (сэндвичи, салаты, холодные супы и др.);

• готовую еду с подогревом, требующую разогрева в духовом шкафу или СВЧ (супы, омлеты, фаршированные блины);

• полуфабрикаты — готовую еду, требующую дополнительной термической обработки в течение некоторого времени.

Цель исследования: оценить рынок готовой еды в мире и РФ, выделить основные тренды потребления и пути дальнейшего развития.

Публикации ученых и специалистов, содержащие сведения по развитию рынка готовых продуктов, официальные документы. Использованы данные как отечественных, так и иностранных авторов, имеющиеся в открытых источниках, включая ресурсы научных электронных библиотек: https://elibrary.ru/, https://cyberleninka.ru/.

Рынок готовой еды представлен разнообразными сегментами, некоторые из них представлены на рис. 1. Часть из них представляют собой заведения общественного питания, часть — торговые заведения, имеющие цеха для приготовления готовой пищи.

Для Цитирования:
Д.В. Полещук, Н.Л. Корниенко, Анализ рынка готовой к употреблению в пищу продукции из водных биологических ресурсов. Рыбоводство и рыбное хозяйство. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: