Дата поступления рукописи в редакцию: 27.04.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 29.04.2025.
Современный рынок гостиничных услуг переживает период активной трансформации под влиянием меняющихся потребительских предпочтений, технологических инноваций и глобальных экономических тенденций. К 2025 г. гостиничный сектор России, преодолев вызовы предыдущих лет, вступает в фазу активного развития, ориентируясь на растущий внутренний спрос и постепенное возвращение международных гостей. Аналитики прогнозируют, что к 2025 г. только в Москве будет функционировать более 800 объектов размещения с номерным фондом, превышающим 70 тыс. единиц, при этом средняя загрузка отелей ожидается на уровне 65–75%. Основным драйвером роста гостиничного рынка России становится внутренний туризм — ежегодно только Москву посещают до 30 млн российских путешественников. Данная тенденция усилилась после пандемии COVID-19 и введения ограничений на международные поездки, что способствовало активизации путешествий россиян внутри страны. Государственная поддержка в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» выступает катализатором развития инфраструктуры и повышения стандартов сервиса [1].
На фоне развития традиционного гостиничного сектора особый интерес представляет динамика роста сегмента альтернативных форматов размещения, в частности капсульных отелей. Размер мирового рынка капсульных отелей оценивался в 2,5 млрд долл. США в 2022 г. и, согласно прогнозам аналитических агентств, достигнет 4,2 млрд долл. к 2030 г., демонстрируя среднегодовой темп роста около 6,5% [2]. Другие исследования дают еще более оптимистичные прогнозы: эксперты Allied Market Research оценивают объем рынка капсульных отелей в 216,5 млн долл. в 2023 г. с перспективой роста до 460,7 млн долл. к 2033 г. при среднегодовом темпе роста 7,9%.
Для наглядного представления динамики развития мирового рынка капсульных отелей обратимся к данным, представленным в таблице 1.